Писатель Андрей Столяров:
«Мне кажется, что в дискуссиях последнего времени происходит смешение двух понятий: патриотизма и лоялизма. Патриотизм, если коротко, это любовь к родине, готовность к жертвам ради ее процветания или защиты. Лоялизм – это верность власти, готовность одобрять и выполнять любые ее указания.
Бывают ситуации, когда патриотизм и лоялизм совпадают, особенно если страна находится в критической ситуации, но вообще это два разных феномена.
Причем тут есть любопытный момент. Патриот может не быть лоялистом, если он полагает, что власть ведет страну к гибели. Однако лоялист всегда считает себя истинным патриотом и никакого другого патриотизма, кроме верности власти, не признает. Даже если власть сегодня говорит одно, а завтра противоположное, лоялист все равно «колеблется вместе с линией партии». Мне представляется, что многие нынешние патриоты в действительности являются именно лоялистами, хотя сами они, разумеется, будут это яростно отрицать». Отсюда.
UPD: «Хороший вопрос задал один из аналитиков. Привожу его в слегка отредактированном виде. Кто такой патриот? Это человек, который всегда выступает за «своих», что бы те ни делали, или тот, кто считает себя обязанным указывать «своим» на их недостатки, чтобы «свои» становились лучше?
Сейчас безусловно доминирует первая точка зрения: «свои» всегда правы. Причем доминирует она не только в России, но и на Западе.
На мой взгляд, это чисто дворовая психология. Мы бьем вон тех ребят не за то, что они плохие, а потому что они из другого двора. А они бьют нас за то же самое».