Если традиционное искусство обращается, главным образом, к эмоциям зрителя, то произведения актуального искусства «работают» с его интеллектом. Инсталляции бразильского скульптора Энрике Оливейры (Henrique Oliveira) служат наглядным примером конфликта и взаимосвязи между объектами человеческой цивилизации (мебелью, жилыми интерьерами, архитектурой) и силами природы. В творчестве Оливейры реальность сплетается с потусторонними кошмарами, а его масштабные «опухоли», появляющиеся на стенах, столах и комодах производят сильное впечатление. Огромные деревянные стволы, оплетающие все пространство выставочных залов; скрученные ветви и лозы, пронизывающие стены и потолки − это только намек на растущие тропические леса Южной Америки, или проблемы мировой экологии. Основные вопросы и посылы автора значительно глубже. Насколько хрупка и уязвима современная цивилизация? Насколько жизнеспособна та модель мира, в котором мы живем?
Скульптор уже много лет работает с готовыми промышленными и органическими материалами, такими как кирпичи, ПВХ, стальные прутья, металлические листы, стволы и ветви местных деревьев. Размер инсталляций варьируется от полуметра до многих десятков метров. Некоторые из его работ, такие как «Трансархитетоника», можно рассматривать, прогуливаясь как снаружи, так и внутри конструкции. С отдельными проектами Энрике Оливейры я уже знакомил читателей сайта: например с его «Гордиевым узлом», показанным в парижском выставочном комплексе Пале де Токио в 2013 году, и «Лабиринтом», представленным в Музее современного искусства Сан-Паулу в 2014. С другими работами художника вы можете познакомиться на его официальном сайте. Все изображения: © Everton Ballardin, © Nash Baker, © Henrique Oliveira.