Картина великого русского художника Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны» написана в 1871 году. На ее раме находится надпись: «Посвящается всем великим завоевателям − прошедшим, настоящим и будущим».
Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана» и его замысел был связан с эпохой средневекового завоевателя Тимура (Тамерлана) (1336-1405), войска которого оставляли за собой похожие пирамиды из человеческих черепов. Однако сюжет картины имеет более универсальный смысл, а сам автор берет на себя роль не столько историка, сколько обвинителя войны как таковой.
В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где он состоял прапорщиком при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. Российская империя тогда покоряла эти земли, и Верещагин вдоволь насмотрелся на смерть и трупы, вызывавшие у него неизменные чувства горечи и сострадания. Здесь появилась знаменитая «Туркестанская серия», в которую вошли не только изображения боевых действий в Средней Азии, но и пейзажи и бытовые сцены. В 1869 году Василий Верещагин побывал в Западном Китае, где пятью годами ранее произошло восстание мусульман против власти империи Цинь. Повстанцы зверски вырезали местное китайское население, оставляя на своем пути груды непогребенных скелетов. Именно тогда художник задумался над бесчеловечной природой самой войны, пытаясь обобщить увиденное и осмысленное в рамках живописной композиции.
Однако «Апофеоз войны» возник не сразу. Более реалистичной работой, на которой, скорее всего, базируется это гениальное полотно, была малоизвестная картина Верещагина «Развалины театра в Чугучаке», где среди руин здания лежат человеческие черепа. В настоящее время оба произведения находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи. Фото: © ГТГ.