С каждым годом растет число изданий, посвященных искусству. Достаточно зайти в любой книжный магазин и потеряться в нем среди полок с красочными обложками. Что же выбрать неискушенному читателю, желающему разобраться в истории мирового искусства? Для начала я бы рекомендовал две книги, которые уже прошли проверку временем.
Первая: «История искусства» австрийского культуролога, профессора Эрнста Гомбриха (1909-2001), впервые выпущенная еще в 1950 году, выдержавшая множество переизданий и переведенная на основные мировые языки. Он пишет о сложных вещах просто, увлекательно и с большим уважением к читателю. Правильно выбранная интонация позволяет автору соединить в своей книге пользу и удовольствие; недаром ее сравнивают с точной картой, которая не дает неопытному путешественнику потеряться в незнакомой стране искусства. В России можно найти издание 2017 года в переводе В. А. Крючковой и М. И. Майской. Книга богато иллюстрирована и напечатана на мелованной бумаге. Издательство: «Искусство XXI век», ISBN: 978-5-98051-105-0, 688 стр.
Вторая книга: «Главное в истории искусств. Ключевые работы, темы, направления, техники» британской писательницы и художницы Сьюзи Ходж. Она написала более семидесяти книг и статей по истории и практике искусства, выпустила биографии Рафаэля, Моне и Ренуара. Ранее работала копирайтером в «Saatchi & Saatchi» и «JWT», имеет степень магистра в области истории искусств Лондонского университета.
«Главное в истории искусств» − не обезличенный справочник с сухими фактами в виде исторической справки. В книге чувствуется любовь автора к выбранной теме, желание сделать искусство понятным для широкой публики. Книга написана по принципу: главное о важном. Автор исследует пятьдесят ключевых работ − от наскальной живописи до современных инсталляций, а затем связывает их с разделами художественных направлений, жанров и техник. Сьюзи Ходж доступно и лаконично поясняет наиболее важные концепции в искусстве и рассказывает, как они взаимосвязаны. В книге объясняется, как, почему и когда искусство изменилось, кто представлял определенные направления, где они были созданы и какое имеют значение. Попутно раскрываются секреты художественной терминологии, позволяющие лучше ориентироваться в сфере культуры. Сейчас можно найти 3-е издание книги, в переводе Е. Дубровской. Издательство: «Манн, Иванов и Фербер», 2020 год, ISBN: 978-5-00117-015-0, 224 стр. Все изображения: © labirint.ru (2021).