«Чудо приходит из детства. Для кого-то это образ белой деревянной лошадки. Для меня − живые лошади с густой развивающейся гривой на холмах, где ковыль и запах степной полыни. Замкнутость пространства городских стен и тоннелей подземных станций метро, шум машин – атрибутика жизни города, его так называемый «горизонт». А в противовес – необъятные горизонты полей, шум деревьев и ветра, тишина деревенского дома, где в окно бьется бабочка. Естественное и созданное цивилизацией взаимно познаются в контрасте. Старинную песню с образным рядом, глубиной и многогранностью ассоциаций, начинаешь понимать и ценить, слушая монотонность и однообразие ежедневных «срочных» новостей города. Каждый день и час в деревне становится событием, останавливающим время. Точка отсчета − секунда, переходящая в вечность. Цвет начинает приобретать свой изначальный сокровенный смысл. Это не окраска предметов, а музыка, которая вливается в душу человека и преображает его. Рождается музыкальная тема и происходит рождение образа. И вот уже Мир открывается как забытый сундук на чердаке, полный чудесных открытий» − так определила свое отношение к творчеству московская художница Миля Гатауллина на открытии свой выставки «Жизнь как чудо» в 2013 году.
Миля Гатауллина родилась в 1971 году в Уфе. После окончания детской художественной школы училась в лицее при МГАХИ им. В. И. Сурикова, в 1998 году окончила отделение станковой графики Суриковского института (руководители − Б. А. Успенский и А. Б. Якушин). С 1998 по 2001 годы посещала творческие мастерские академика А. Д. Шмаринова при Российской Академии художеств. Участница более ста групповых выставок в России и за рубежом. Персональные экспозиции художницы прошли в выставочном зале Союза художников Башкортостана (Уфа), в Доме-музее Аксакова (Уфа), московском Музее современного искусства, выставочных залах МОСХа, ЦДХ, в галерее Зураба Церетели.
Почти все произведения Мили Гатауллиной вдохновлены природой родной Башкирии. Ее картины не только о людях, буднях сельской жизни, но и о музыке человеческих чувств, человеческого бытия. Художница стремится вернуть себе и своим зрителям ощущение гармонии и цельности мира, передать атмосферу чуда и преображения. Работы Мили не только яркие и декоративно выразительные, но и глубоко философские, поскольку при помощи красок конкретные бытовые сюжеты обретают в авторской интерпретации глобальный смысл. Даже отдельный цвет для художницы обретает символическое значение. Именно цвет создает в ее произведениях то, что она называет благодатью. Например, вот как Мила определяет для себя одну из красок: «Белое подбирается сердцем, потому что белым прощают, белым любят, белым надеются. Белые платки и фартуки − не элементы одежды, тем более не детали исторического и этнического костюма. Это покров, крылья, забота, труд».
Среди излюбленных приемов автора – использование мотива окна как устойчивой композиционной схемы. Сквозь окно – своего рода картину в картине − художница вводит зрителя в «большой» мир, существующий за пределами обжитого домашнего пространства. Обманчиво простой и понятный, внешний мир живет по своим собственным, не всегда понятным горожанину законам. Сквозь каждое окно виден лишь фрагмент деревни, а вместе эти отдельные зарисовки складываются в панораму крестьянской жизни. Несмотря на сугубо бытовые темы картин, в творчестве Милы Гатауллиной объединены черты как национального искусства, так и находок европейской живописи XX века. Во многом строй ее полотен, их восприятие отсылает зрителя к иконописной традиции, поэтически-идеальному восприятию мира. С другими работами художницы вы можете познакомиться на официальном сайте. Все изображения взяты из открытых источников.