Идиоматическое выражение «уйти по-французски» означает «уйти незаметно», не попрощавшись. Литовский художник Тадао Церн (Tadao Cern) применил это понятие к своей масштабной инсталляции, представляющей собой облако высушенной травы, нависшей над выставочным залом. Композиция «French Exit» (2020-2021) сопоставляет эфемерный природный материал со зрителями, стоящими под ним, создавая успокаивающее и интроспективное пространство для размышлений о прощаниях, будь то закрытие вечеринки или более глубокие переживания, такие как конец отношений или уход из жизни. Излучающие мягкое свечение, травы с длинными стеблями связаны как с органической природой жизненного цикла, так и с желанием человека поместить себя в более широкий контекст, особенно когда он сталкивается со старением и смертью.
Тадао Церн признается, что для него инсталляция «Уйти незаметно» имеет личный характер: «Это то, что я обычно делаю, потому что, как интроверт, не выношу внимания, которое возникает, когда говоришь, что тебе нужно уйти. Игра в пинг-понг начинается со слов: «Я должен идти» и «Пожалуйста, не уходи». Я попытался сосредоточиться на том, чего нам больше всего не хватало бы в последние секунды пребывания в этом месте… Я предположил, что это будет что-то банальное, как пшеничные поля на закате… Банальность − это результат такой сильной любви и привязанности к чему-то (кому-то), что это даже надоедает. А подвешивание этого всего на потолке создает у зрителя иллюзию парения, как будто вас уносят в небо».
Церн закончил начальные эскизы инсталляции как раз перед первой волной пандемии короновируса. Спустя несколько месяцев ему поставили диагноз: депрессия и тревожность. Это случайное совпадение изменило его понимание смерти и момента прощания. Свое кредо автор выразил так: «Мое зрительное восприятие и творческий процесс во многом зависят от того, чему я научился в самом начале как архитектор. Меня глубоко интересует антропологическое поведение и привычки людей с которыми я работаю. Теперь, как у художника, у меня та же область интересов – я задаюсь вопросом, что влияет на человеческие действия и можно ли эти вещи изменить. Поле искусства − это лаборатория для Homo Sapiens, где каждое произведение − эксперимент, помогающий различать наши действия (взаимодействия) и естественные границы поведения. Художник может документировать, изменять, создавать или избавляться от них. Я беру повседневные предметы или явления, обнажаю до их основных понятий и вновь представляю их в качестве произведений искусства. Этот процесс работает как освежение, помогая нам увидеть вещи, которые мы забываем и принимаем как должное». Все изображения: © Tadao Cern.