Михаил Михайлович Верхоланцев (1937 г. р.) − художник большого таланта и невероятной трудоспособности. Блистательный гравер и рисовальщик, изысканный иллюстратор и дизайнер, один из тех мастеров, чье творчество наполнено не только глубоким содержанием, но и особой вневременной аурой. Искусство Михаила Верхоланцева тесно связано с образным миром античной мифологии, библейских притч, вдохновлено духом и стилистикой европейского маньеризма.
В своей статье «График о живописи» опубликованной в журнале «Цитата» (№2 за 2007 г.) художник пишет: «В истории европейского искусства было удивительное столетие между двадцатыми годами XVI века и началом XVII века. Это было время юности стиля барокко, это было время маньеризма. Советские искусствоведы холодно относились к этой эпохе, потому, что маньеризм не был любим М. Алпатовым, а еще и потому, что они были воспитаны на веристской эстетике XIX века, когда маньеризм считался декадансом Возрождения, ревизией гордого антропоцентризма. Единственным маньеристом, пользовавшимся у нас безусловным почитанием, был Эль Греко. В нем обнаруживали между другими достоинствами и изысканного колориста. В наше время только снобы увлекаются живописью и музыкой маньеризма. Есть еще небольшая группа поэтов и художников, именующих себя «куртуазными маньеристами». По поводу поэзии ничего не могу сказать, а «куртуазных» художников видел много. Все они увлекаются венецианским XVIII веком, а к маньеризму ни стилистически, ни духовно никак не относятся. Искусствоведческая критика обвиняет художников-маньеристов в неестественности, вычурности, надуманности, а музыковеды даже Монтеверди обвиняют в излишней экстравагантности в ущерб форме».
Еще в 1960-е годы прошлого века, в эпоху советской политической «оттепели», Михаил Верхоланцев грезил музыкой Габриэли и Доуленда, живописью Понтормо и гравюрами Больдрини, декорациями Приматиччо и Вико Энеа. Выпускник Строгановского училища, он сумел сформировать собственный уникальный пластический язык, основанный на эстетике классиков маньеризма и глубоком изучении техники ксилографии и академической школы рисунка. «Живопись покинула стены храмов и сделалась станковой, а музыка вырвалась на концертную эстраду. Библейские псалмы почти забыты, и заменены светской литературой, а то и криминальным чтивом. Каждое искусство, потеряв свой прикладной смысл, порознь пошло к своей старости, и кризисам, а может быть к смерти» − считает художник. Музыка занимает особое место в жизни художника: его дочь София − профессиональная флейтистка, жена Ольга Николаевна − хормейстер, певица, преподаватель Академии им. Гнесиных, да и сам Михаил Михайлович хорошо играет на гитаре и лютне. Ниже представлена подборка работ Михаила Верхоланцева, так или иначе связанных с музыкальной тематикой. Техника: холст/акрил, холст/масло, бумага/акварель/карандаш. С другими произведениями мастера вы можете познакомиться в Фейсбуке и на персональном сайте автора. Все изображения: © М. М. Верхоланцев.