Из цикла «Художник говорит».
«Искусство не имеет прямых воспитательных функций. Оно − часть культуры, а культура это пища для души. В этом смысле искусство опосредовано взращивает души. И художник, прежде всего, взращивает свою душу. Если он будет думать о зрителе, заботиться, прежде всего, о воздействии своего искусства на зрителя, то он − сноб, и берет на себя антитолерантные задачи. Мы живем в визуальную эпоху. Современный человек видит так много изображений, что эмоциональная и интеллектуальная ценность каждой картинки стремиться стать ничтожной. Но в то же время такая насмотренность на бессознательном уровне повышает визуальную культуру и повышает требования к изображению. Поэтому потребность в визуальном творчестве и сотворчестве у современного человека возрастает. Чем больше видит человек визуальных образов, тем сильнее в нем тяга найти среди них то, что его радует, придает энергии, силы, вдохновения, освобождает от штампов мышления, что созвучно его душе. Я не думаю, что художнику обязательно нужно ставить себе задачу отразить как можно точнее свое время. Это невозможно, потому что мы живем в очень сложном, противоречивом и многогранном культурном мире. Мировой культурой накоплено очень много богатства, так что нельзя говорить об окончательной смерти стиля или искусства какой-то эпохи. В каких-то современных культурных кластерах (и не всегда это ретроградство и эпигонство) это до сих пор живо, и рождает у людей полноценные чувства и размышления. Зачастую, и история искусства знает немало тому примеров, как почти забытое, вновь становиться востребованным и возрождается в новом обновленном виде (Ренессанс). Очевидно, что ни один художник сейчас не может претендовать на отражение дня сегодняшнего. Художнику нужно лишь наиболее полно познать себя и раскрыть свои способности. Обратная связь со зрителем может и помешать и помочь в этом. Все зависит от мудрости художника».
Эдуард Флеминский, российский художник. Фото: © Фейсбук автора.