Поль Сезанн (Paul Cezanne) был единственным художником, который больше, чем кто-либо другой в XIX веке, применял строгий научный подход к своему искусству, кропотливо экспериментируя с цветом, перспективой и формой в каждой работе. Именно он проложил тот путь, который привел впоследствии к кубизму и абстракции. Даже когда он трудился в относительной безвестности в Провансе, Клод Моне называл его «величайшим из всех нас». Позднее и Анри Матисс, и Пабло Пикассо признавали творчество Сезанна тем источником, из которого появилось современное искусство.
Проследить живописную эволюцию Поля Сезанна можно на примере сорока пяти его пейзажей, которые я расположил в хронологическом порядке. И хотя многие любители искусства отрицают научный подход в творчестве, приведу цитату английского пейзажиста Джона Констебля (1776-1837): «Живопись − это наука, в которой картины − это эксперименты».