Забавная ситуация. Фонд «Гала-Сальвадор Дали» предъявил финансовые претензии к правообладателям популярного сериала «Бумажный дом» («La casa de papel»), вышедшего на экраны в мае 2017 года. По сюжету фильма, восемь грабителей нападают на Королевский монетный двор Испании, закрыв лица масками, напоминающими пародийно-гротескное лицо Сальвадора Дали. Представители фонда обратились к юристам, с целью запретить использование имиджа знаменитого сюрреалиста в коммерческих целях. Также фонд намерен контролировать производителей масок с «лицом» художника, которые считаются хитом продаж на карнавалах и вечеринках в Хэллоуин. Маски грабителей успели стать узнаваемым символом «Бумажного дома», а сам фильм получил в 2018 году премию «Эмми» как лучший драматический сериал. Проект был выпущен испанской медиа-группой «Atresmedia» в сотрудничестве с «Vancouver Media» для канала «Antena 3». Затем он был приобретен американской компанией «Netflix», которая сократила продолжительность серий, увеличила их количество и показывает их теперь по всему миру. То, что в настоящий момент права на сериал принадлежат американской компании, немного усложняет процесс переговоров.
Юристы «Atresmedia» утверждают, что фонд «Гала-Сальвадор Дали» не отправлял им никаких требований по поводу прав использования маски. Продюсеры заявляют, что «маска имеет дизайн, напоминающий лицо Сальвадора Дали, но такие усы может носить любой, а художник всего лишь их популяризировал». Также создатели «Бумажного дома» подчеркнули, что успех сериала среди международной аудитории позволяет еще раз напомнить зрителям о знаменитом художнике, а это лучшая реклама для Дали во всем мире.
Что можно сказать по этому поводу? С одной стороны, крючкотворы, конечно, могут вести переговоры о финансовых претензиях по любому поводу, поскольку денежки в современном мире еще никому не мешали. Но, с другой стороны, не выглядит ли вся эта история абсурдной? Стоит вспомнить, что весь, так называемый, «имидж» Дали (зачесанные назад волосы до плеч, загнутые вверх усы) − ни что иное, как прямое заимствование. Сальвадор Дали не раз признавался в своей фанатичной любви к великому соотечественнику Диего Веласкесу, с которого он как мог и скопировал свой внешний облик. Может быть наследникам Веласкеса теперь тоже предъявить иск к фонду «Гала-Сальвадор Дали» за незаконное использование портретного сходства?
Второй момент: разве внешность является предметом авторского права? Например, во всем мире поклонниками принято копировать сценический имидж своих кумиров (музыкантов, актеров, звезд спорта). Вспомним, как в середине шестидесятых пол-Европы ходило с прическами а-ля «Битлз». Кстати, у этих причесок был автор − немецкая художница Астрид Кирхгерр. Правда, сама Астрид впоследствии утверждала, что ничего она не изобретала. Дескать, у них, в богемных кругах Германии «многие так ходили». Но факт остается фактом: сначала Астрид сделала прическу своему бойфренду Стюарту Сатклиффу, за ним последовал Харрисон, а затем подтянулись и Леннон с Маккартни. Последних обкорнал в Париже ассистент фотографа Уильяма Клейна − некто Фоллмер. «Битлз» популяризировали эти стрижки с зачесом на лоб, но никому ведь не приходило в голову подавать в суд на фанатов и подражателей группы.
Если уж на то пошло, тогда и концерн «Калашников» вполне может предъявлять иски кинокомпаниям, производящим боевики. Зачем они используют в своих фильмах узнаваемый автомат АК-47? Причем, из «калашей» в голливудских боевиках стреляют исключительно плохие парни: террористы, моджахеды и прочие редиски. Нарушают, так сказать, светлый «имидж» российского оружия.
Ну, а что касается «нарушения прав» покойного Сальвадора Дали, скажу прямо: относитесь к этому проще, ребята. Никакие фантазии, инсинуации и карнавальные маски светлому имени повредить не могут. Особенно если дело касается такого мистификатора и шутника, каким был Дали.
Краткая справка. Фонд «Гала-Сальвадор Дали» («The Gala-Salvador Dalí Foundation») создан в 1983 году художником Сальвадором Дали (1904-1989). В соответствии с уставом фонда, его задачей является: «Продвижение, развитие, распространение, повышение престижа, защита и охрана на территории испанского государства, а также всякого другого государства, художественного, культурного и интеллектуального наследия художника, его имущества и прав любого характера; его жизненного опыта, его мысли и его стремлений, его проектов и идей, а также художественных, интеллектуальных и культурных произведений; его памяти, а также всемирного признания его гениального вклада в развитие изящных искусств, культуры и современной мысли».