Говорит Пьер-Кристиан Броше (Pierre-Christian Brochet) − издатель и коллекционер современного российского искусства, президент издательства «Авангард»:
«Девяностые − это были прекрасные годы для современного российского искусства. Я познакомился тогда практически со всеми художниками, которые жили в Москве и Петербурге, собирал их работы. Для меня было важно поддерживать именно тех художников, с кем я мог общаться, которые работали в стране, в которой я уже тогда решил жить. Таким образом, я не собирал ни Булатова, ни Кабакова − никого, кто уже уехал из России в то время. Мне было важно фиксировать, что происходит в мире культуры и искусства одновременно с моей жизнью здесь.
Я понял, что рынок следит за тем, что делаем мы, пять-десять человек коллекционеров современного искусства. Я убежден, что предмет, который сделал художник, становится искусством, только когда коллекционер приобретает его. То есть авторитет коллекционера делает работу художника предметом искусства. Нельзя забывать, что все музеи мира заполнены выбором частных коллекционеров. Сейчас есть тенденция полагаться только на мнение кураторов, но я в них не верю. Для кураторов их карьера и собственные амбиции важнее, чем искусство.
Я же всегда собирал современных молодых художников. Сначала это были художники моего поколения − «Чемпионы мира», питерские художники (Новиков, Монро, Гурьянов, Африка), а потом уже более молодые. Есть ощущение, что, когда ты собираешь молодых художников, ты общаешься с молодежью и не стареешь… В 1994–1997 годах было такое время, когда интерес к коллекционированию упал почти у всех (иностранные коллекционеры больше не приезжали и не любили Ельцина, а здесь никому не было нужно искусство), и, таким образом, появилось много перформансов − Кулика, Осмоловского, Бренера. Ведь когда нет коллекционеров, художники не делают тех предметов искусства, которые можно купить и продать, а они ищут другие формы творческого самовыражения. Перформансы стали именно такой формой.
Например, когда кто-то из коллекционеров мне говорит, что ему не интересен тот факт, что то, что он купил сейчас, будет стоить дороже в будущем, я не верю. Давайте будем честными! Если ты коллекционер и создаешь коллекцию современного искусства для будущего, это значит, что твой выбор сегодня должен быть оправдан многим, потому что это станет элементом и образом современной культуры в будущем. В этом случае спрос на этот объект увеличивается, и, естественно, увеличивается цена на эти работы и на этого художника. Я счастлив, когда я знаю, что я когда-то купил работу за сто евро, которая теперь стоит сто тысяч евро. Это значит, что я сделал в то время правильный выбор! Художник, которому я отдал эти деньги, правильно их использовал для того, чтобы развиваться, делать новые работы. А теперь он достиг такого уровня, что все хотят его работы, и он стоит дорого. Это же прекрасно!
В какой-то момент ты думаешь: «Уже год ничего не покупал» − и ты не понимаешь, что происходит. Я вижу два варианта. Первый: ничего не происходит. Художники сегодняшнего дня то ли боятся что-то делать, то ли у них нет энергии, нет вдохновения, я ничего интересного не могу найти. Художники что-то рисуют, но я не вижу смысла, почему они это рисуют и кому это нужно. Или это показывает, что общество сейчас находится в состоянии афазии, стагнации, без движения, и, таким образом, художники тоже в этом состоянии не могут ничего делать. Второй: когда я начинал собирать тридцать лет назад, у меня тоже была другая энергия! И ты думаешь: «Может, я уже такой старичок, которого перестало что-то волновать? Что же делать?» Я общаюсь со своей дочерью, которая учится во Франции на художника, и вижу, что то, что она делает, мне нравится, это очень круто! И она показывает мне вещи, которые делают ее друзья, с которыми она учится, и мне это тоже нравится. А здесь я сейчас вижу в основном интеллектуальную апатию. Да, ходишь и видишь: нет страсти, нет вот этого «wow». Стало больше художников, которые продвигают себя через журналы, выбирают правильные контакты, делают специальные вечеринки − это меня сильно пугает, происходит коммерциализация искусства. И потом, я же не могу купить пятьдесят работ Горшкова или Гаршина, которые мне до сих пор очень нравятся, но у меня уже есть много их работ. Ну и средства ведь тоже не бесконечны. Если бы у меня было много денег, я бы продолжал покупать, но только пятерых художников, не больше. Просто все остальное − отстой. Нет той энергии, что я ищу». Выдержки из статьи Л. Артемовой для ARTANDHOUSES. Фото: © Фонд Тимченко / © Александра Кириллина. П.К. Броше ранее.