Почему обязательно нужно ходить на выставки? Да потому, что репродукция, даже самая качественная, − это уменьшенная в сотни раз открытка с компрессированным цветовым диапазоном, не передающая и десятой доли того впечатления, которое вы получите от «живого» произведения. В очередной раз в этом убедился, посетив экспозицию Василия Верещагина в Третьяковке на Крымском валу. Верещагин − личность во всех смыслах замечательная: тонкий колорист, великолепный рисовальщик, мастер психологического портрета, художник, превосходно владеющий как техникой миниатюрной живописи, так и искусством построения масштабной жанровой композиции, писатель и философ. Его привыкли считать баталистом, но на мой взгляд, он был, прежде всего, вдумчивый и внимательный этнограф, неутомимый путешественник и, конечно, в общечеловеческом смысле − храбрец. Поэтому удивительны его лирические пейзажи и этюды (излишне тщательно проработанные для типичных подготовительных работ), многочисленные зарисовки костюмов, национальных орнаментов и архитектурных памятников. Его биография − это путь, по сути, жульверновского персонажа: родился в аристократической семье, поступил в морской кадетский корпус, вышел в отставку мичманом, учился в петербургской Академии художеств, затем у Жерома в Париже; из Франции уехал прямиком на Кавказ, затем на Дунай, в Туркестан и… после этого вся его жизнь превращается в череду бесконечных экспедиций − часто военных, с реальными походами и боевыми действиями.
Василий Васильевич объехал практически четверть земного шара: Европу, Среднюю Азию, Палестину, Индию, Китай, Туркестан, Сибирь, север России, Тибет, Японию, Филлипины, Кубу, США. Позднее Александр Бенуа писал о Верещагине: «В те времена за границами России из русских художников только его и признавали, в России же многие почитали Верещагина за какого-то мага живописи, до которого всем западным новаторам как до неба». Из всех своих поездок и путешествий художник привозил серии холстов и рисунков такого высокого уровня, что П. М. Третьяков почти тотально скупал у него все, что успевал. В парижских и мюнхенских студиях Верещагин завершал по своим наброскам многометровые полотна, экспонировавшиеся по всему миру. Например, его огромное историческое полотно «Распятие на кресте у римлян» (1887) из «Трилогии казней» впервые приехало в Россию только сегодня. Сейчас оно находится в собрании американского частного коллекционера. И если о силе живописи Василия Верещагина можно судить только увидев воочию его шедевры, то о значении этого художника в глобальном масштабе уже давно распорядилась русская история: это была судьба героя и настоящего подвижника русского реалистичесого искусства.
Справка: ретроспективная выставка «Василий Верещагин (1842-1904)» работает в залах ГТГ на Крымском валу до 15 июля 2018 года. В экспозиции около пятисот экспонатов: 180 живописных, 120 графических работ, 97 произведений декоративно-прикладного искусства, архивные документы и фотографии. Цена обычного билета − 500 руб, льготного − 250 руб, цена каталога − 2500 руб. Вердикт: СМОТРЕТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО.