Художник викторианской эпохи Джон Эткинсон Гримшоу (John Atkinson Grimshaw) наиболее известен своими элегичными пейзажами, изображающими город и предместья в сумерках или на закате. Наверное, его картины были бы хорошими иллюстрациями для романов Диккенса, уделяй художник больше внимания жанровым сценам и психологическому портрету, однако пейзажи Гримшоу совершенно другие. Они парадоксальным образом передают как теплоту, так и неприветливость городского пейзажа, как созерцательную красоту, так и загадочную отчужденность. На мой взгляд, атмосфере рассказов Конан-Дойля о знаменитом сыщике эти работы соответствовали бы в большей мере.
Джон Эткинсон Гримшоу родился в 1836 году в городе Лидсе, начал выставляться с 1862 года. Первоначально художник писал лишь птиц и натюрморты с цветами и фруктами, затем под впечатлением от творчества прерафаэлитов, переключился на пейзажную живопись, в более поздний период творчества изображал древнегреческие и древнеримские сцены, а также персонажей произведений Лонгфелло и Теннисона. Пейзажи Гримшоу отличаются тщательным выбором композиции, освещения и цветового решения, наиболее типичных для определенного времени года и погодных условий. Обычно они проработанны до мальчайших деталей, а в некоторых случаях почти фотореалистичны. Для художника характерны виды набережных, улиц, предместий и доков в Лондоне, Лидсе, Ливерпуле и Глазго. В этих работах автор часто изображает луну, туманную дымку, силуэты парусников, газовые фонари и эффекты освещения, характерные для вечернего времени. Таким образом, старая традиция сельских лунных пейзажей и пасторалей была перенесена в городскую среду, создав убедительный образ викторианского города в английской живописи. В восьмидесятые годы XIX века Гримшоу работал в своей лондонской мастерской в Челси, недалеко от студии Джеймса Эббота Макнила Уистлера. Последний, познакомившись с творчеством Гримшоу, написал, что тот изобрел ноктюрн в живописи раньше самого Уистлера. Однако реалистические пейзажи Гримшоу коренным образом отличались от символических ноктюрнов Уистлера. После смерти художника в 1893 году, его творчество почти на столетие было забыто, и интерес к нему проявился лишь во второй половине XX века, когда прошли несколько крупных выставок Гримшоу. Крупнейшее собрание работ художника находится в городской галерее Лидса.