Нью-йоркский куратор и арт-консультант Рене Филлипс (Renee Phillips) рассказала об основных ошибках художников, подающих заявки на участие в выставках и творческих конкурсах. Материал основан на тридцатилетнем опыте работы Рене в жюри творческих конкурсов, а так же в качестве директора арт-проектов. Несмотря на то, что универсальных правил в сфере искусства просто не существует, прислушаемся к советам, которые помогут научиться избежать отказа жюри или худсовета принять ваши работы к рассмотрению. Итак:
«Причин отказать в участии вашей работе в конкурсе может быть множество. Часть из них вы можете устранить, другие не поддаются вашему контролю.
Примеры факторов, на которые влиять сложно
1. Ваши работы хороши в оригинале, но в цифровом виде их качество утрачено. Цвета, тона и детали невидимы на мониторе и (или) представлены неточно. Выберите другие работы, либо добейтесь качественного изображения.
2. Жюри намерено выбрать разноплановые произведения. Из-за ограничений по числу финалистов прекрасные работы, выполненные в одном стиле, могут быть отвергнуты, чтобы прийти к многообразию.
3. На конкурс представлено много схожих работ одной и той же тематики. Чтобы не стать шоу одно ноты, жюри вынуждено убрать часть проектов. Печально, но факт.
4. Жюри имеет свои вкусы и предпочтения, и они не так объективны, насколько могли бы быть. Такое случается. Следует изучить конкурс, прежде чем представить на него работы. Если оргкомитет тяготеет к абстрактному искусству, а вы художник-реалист, разумнее искать другой конкурс, с другим жюри.
Ошибки, которых можно избежать
Несколько распространенных ошибок:
1. Вы не выполняете все требования, указанные в положении конкурса. Совет: распечатайте страницу с правилами, чтобы вам стало проще последовательно выполнить инструкции.
2. Ваши изображения в формате jpg поданы в неправильным размере. Узнайте, как сделать нужный размер в пикселях, или попросите помощи у кого-нибудь, кто в этом понимает. Совет: В Гугл можно вбить запрос «как изменить размер jpg» и вы найдете несколько пошаговых инструкций для различных программ по обработке.
3. Ваши работы не были сфотографированы должным образом. Первый и очень важный шаг! Совет: Если это двухмерное произведение, не снимайте рамку или фон (стену). Чтобы избежать бликов, убедитесь, что работа освещена равномерно.
4. Вы ошиблись или некорректно набрали важные сведения в форме для отправки заявки. Совет: проверяйте все написанное, прежде чем нажать «Enter» или «Отправить».
5. Организаторы просят указать ваш сайт, а вы указали ваш аккаунт в Фейсбуке или другую страничку в качестве сайта. Это может стать несоблюдением правил.
6. Представленные вами документы содержат грамматические ошибки, неполные или непоследовательные данные.
7. Ваше искусство может быть оригинальным и необычным, но вам отказали в участии, поскольку представленное творчество не соответствовало тематике выставки и работам других принятых художников.
8. Вы представили лишь одну работу, хотя могли больше (по той же стоимости, если речь касается взносов). Это ошибка. Она говорит жюри, что у вас всего одна хорошая работа, которая соответствует теме, или вы новичок. Предпочтение будет отдано художнику, который показывает три или более работ по теме.
9. Вы представили различные техники, которым не хватает единого стиля. Это ошибка. Чаще организаторы ищут цельный, развитый, последовательный талант.
10. Ваше авторское заявление не было столь убедительным или достоверным, как у других участников. Вы не нашли времени и слов, чтобы выразить вашу художественную цель, и ваша конкурсная заявка это показывает. Совет: прочтите рекомендации по подготовке хорошего авторского заявления («Artist statement»).
11. Вы не отметили jpg, как было указано в требованиях конкурса, чтобы файлы могли быть правильно обработаны. Например, не указали ваше имя и название работы.
12. Вы оплатили взнос за участие в конкурсе от другого имени и не сообщили об этом организаторам. Поэтому ваша заявка попала в разряд неоплаченных.
13. Вы не указали размеры или описание стиля и техники, в которых выполнена ваша работа. Написали «смешанная техника» вместо того, чтобы дать полную информацию. Вас могут не понять, особенно сегодня, когда много новых видов творчества: цифровое искусство, коллажи, созданные на различных поверхностях и т.д. Не ожидайте, что члены жюри угадают, на что смотрят.
14. Вы предоставили работы в последнюю минуту, на этапе, когда чаще всего происходят ошибки. Потратьте время, чтобы выбрать изображения и изучить каждую деталь формы отправки. Не выполняйте отправку перед самым дедлайном или когда вы устали и голодны.
Самое главное − о вашем творчестве
1. Возможно, предложенная на конкурс работа не была вашей лучшей. Часто это происходит, так как многие художники не могут быть объективными к собственному творчеству. Я зайду на ваш сайт и спрошу: почему вы не выбрали другие работы, которые могли бы выиграть? Если вы не уверены, какую работу стоит отправить на конкурс, спросите мнения других профессионалов, которых вы уважаете.
2. Ваша работа не уникальна. Задумайтесь над тем, сколько работ получает жюри. Насколько ваши выигрышны и уникальны? О чем рассказывает ваше произведение, какую историю? Как ваша работа общается со зрителем, в чем превосходит работы других художников, известных вам?
3. Вы представили незавершенную или недостаточно развернутую работу. Она может не соответствовать уровню других заявок. Жюри может увидеть, что художник не воспринимает свой проект всерьез и не желает проявлять необходимые усилия. Каждый дюйм оценивается. Я рекомендую не заявлять на конкурс какие-либо новые работы, пока вы не успели рассмотреть их более тщательно, отдохнуть от них и устранить огрехи.
4. У вашей работы есть технические недостатки. Ваш портрет или изображение фигуры имеют очевидные ошибки в анатомии, которые отвлекают от красоты исполнения. Я видела такое. Художник представил замечательный, трогательный рисунок человека, но не соблюдал пропорции, что испортило впечатление.
5. Предлагаемые работы уже участвовали в этом же конкурсе. Призываю вас вести ежегодный учет своих заявок. У меня хорошая зрительная память. Когда я узнаю работу, которую видела два-три года назад, то задаюсь вопросом, создал ли художник за это время что-то новое?
Мои предпочтения как куратора
Если однажды вы примете участие в конкурсе, где я состою в жюри, вы должны знать: я ищу техническую компетентность, стиль, развитое, четкое видение. Скорее всего, если произведение искусства захватило внимание, сохранило мой интерес более пяти минут и не забылось через час… это лауреат премии.
Как ваш сайт отражает ваш профессиональный статус? Когда дело доходит до выбора финалистов, я так же посещаю сайты участников, чтобы оценить, насколько они профессиональны и преданы своему творчеству.
Факторы, которые могут ухудшить впечатление:
• На сайте нет резюме или содержится устаревшая информация;
• У художника непоследовательные стили;
• Небрежно написана биография или авторское заявление;
• Среди прочего − плохой дизайн и навигация сайта».
Оригинал статьи находится здесь, перевод с английского Ольги Соболь. В качестве иллюстрации использована репродукция картины Анри Жерве «Заседание жюри по живописному отделу парижского Салона».