«Расскажу реальную историю, которая произошла во время съемок фильма «Дама с собачкой» по рассказу А. П. Чехова. Фильм консультировала одна старая дворянка, дотошная и въедливая. Увидев, как я хожу, она воскликнула: «Он косолапит! Так русские интеллигенты не ходили». Я, конечно, расстроился, стал пытаться исправить походку, правда, это плохо получалось. А закончилась эта история тем, что в Ялте, где проходили съемки, к Иосифу Хейфицу подошел старичок, как потом выяснилось, хорошо знавший Чехова, и, указав на меня, сказал: «У него походка точь-в-точь как была у Антона Павловича. Он тоже чуть-чуть косолапил».
Ради чего стоит жить?
Ради обретения собственного «я» – это единственное, что спасает в трудную минуту. Ради тех, кто помог тебе себя найти, – нынешний я равен сумме тех, кто меня сделал.
Когда я получил право снимать, Хейфиц мне сказал: «В твоем столе должно лежать три готовых сценария, и тогда один из трех получится». Надо работать и быть готовым ко всему: сегодня у тебя есть большие роли, ты играешь и снимаешь, завтра о тебе забывают. Но если ты кем-то стал, тебя ничего не погубит: в трудное время, когда не было съемок, в моей жизни появилось радио. Вокруг меня собрались люди, погибавшие без работы, – и нам удалось сделать нечто, выделявшееся из общего ряда. А уж работали мы не за страх, а за совесть, в отведенные нам часы не укладывались. Больше так работать никогда не будут: наверное, художественное радио уже и не нужно… Что ж, все должно идти как идет. Если изобретена цветная пленка, то не надо обливаться слезами о черно-белом кино. В немом кинематографе работал фигуративный актер – вместо того чтобы говорить, он должен был передавать свои чувства ногами и руками, глазами, губами… Носом. Потом кино заговорило – и стало болтливым, потерялась вся эстетика прежнего кинематографа. Но бороться с этим нельзя – можно только печалиться. Да и это глупо: стоит ли страдать из-за того, что в твоем детстве закаты были другими?
Мне хочется исправить, переозвучить многие из моих фильмов. Нынче никому не интересно, я ли их так сделал или же меня вынудило начальство. В ленте «Игрок», снятой по Достоевскому, француженка говорит генералу, бросившему на ее постель сто тысяч рублей: «Ты настоящий русский!». Реплику вырезали: настоящий русский − это Гагарин. Жалею, что мало успел, жалею, что не всегда был справедлив к родителям. А в целом я хорошо прожил свою жизнь. Пускай небогато, без больших карьерных взлетов, но я никогда никого не оскорбил, не делал подлостей, не поступался принципами. Совесть моя чиста, а этого, согласитесь, совсем не мало». Алексей Баталов
Сегодня утром не стало выдающегося советского актера, педагога и режиссера, народного артиста СССР Алексея Владимировича Баталова (1928-2017). Он известен по фильмам «Большая семья» (1954), «Дело Румянцева» (1955), «Мать» (1955), «Летят журавли» (1957), «Дорогой мой человек» (1958), «Дама с собачкой» (1960), «Девять дней одного года» (1962), «Живой труп» (1968), «Бег» (1970), «Чисто английское убийство» (1974), «Звезда пленительного счастья» (1975), «Москва слезам не верит» (1979).
Как режиссер Алексей Баталов снял фильмы «Шинель» (1959), «Три Толстяка» (1966), «Игрок» (1972); поставил радиоспектакли по роману «Война и мир», повести «Казаки» Л. Н. Толстого, роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, повестям «Поединок» А. И. Куприна и «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, чеховскому рассказу «Дама с собачкой», трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Баталов автор книг «Судьба и ремесло», «Диалоги в антракте», а также книги мемуаров. С 1975 года преподавал актерское мастерство во ВГИКе (с 1979 – профессор, с 1989 - заведующий кафедрой), выпустил в качестве руководителя курса семь актерских мастерских.
Светлая память Вам, Алексей Владимирович!