Актер Илья Волох, уже около двадцати лет живущий и снимающийся в Голливуде, продолжает тему о русских на «фабрике грез», начатую Лянкой Грыу. Вот лишь несколько цитат из его обширного интервью:
«Актерский класс в Голливуде крайне неоднороден. Примерно 10% всех актеров получают 90% всех денег. Они не ходят по кастингам, роли им предлагают. Абсолютное же большинство актеров находится в постоянном поиске. Пробраться в эти 10%, когда ты иностранец, практически невозможно, если ты не интернациональная звезда, как Антонио Бандерас или Хавьер Бардем. Конечно, и внутри тех 90% есть своя градация. Если проект, в котором ты играешь, выстреливает, ты можешь застолбить определенное амплуа за собой. Благосостояние актера в Голливуде напрямую зависит от членства в Актерской гильдии (Screen Actors Guild ― SAG). Попасть туда трудно. Это такой замкнутый круг: чтобы попасть в гильдию, нужно сниматься, а чтобы сниматься, нужно состоять в гильдии. Для многих этот путь может занять годы. Легче всего попасть через рекламу, но это если повезет. Можно и как актеру массовки, хотя это довольно долго: нужно получить три ваучера за съемки в трех проектах, снятых по правилам гильдии. Что дает членство в гильдии? Прежде всего это значит, что твой гонорар не может оказаться ниже установленного минимума. Кроме того, тебе полагаются отчисления от любого коммерческого использования фильма или сериала, в котором ты снялся. Все проекты, в которых я участвовал, до сих пор приносят мне деньги, и в ряде случаев этот доход уже многократно превысил первоначальный гонорар. Самым успешным фильмом в этом смысле можно считать «Самолет президента»: отчисления превысили гонорар в три-четыре раза. Из сериалов это, наверное, «Друзья».
Телевидение ― это вообще отдельная история. Успешные сериалы уходят в синдикацию, то есть права на их показ покупают другие каналы, и это приносит совершенно иные доходы. В большинстве проектов я был guest star ― появлялся в одной-двух сериях. Но если ты становишься регулярным персонажем, то выходишь на совсем иной уровень как по гонорару, так и по отчислениям.
Именно благодаря гильдии на съемочной площадке для актеров создается максимально благоприятная среда. Я снимался в совершенно разных проектах ― от довольно бюджетных сериалов до 100-миллионных блокбастеров. И везде работают одни и те же одинаково высокие стандарты. Понятно, многое зависит от бюджета. Где-то вагончик может быть больше, питание лучше, но ниже определенного уровня планка никогда не опускается. Съемочный процесс ― это отлаженный механизм, где все расписано по минутам: репетиция, примерка, грим, установка света и съемка. Я работал с очень разными режиссерами с полярным творческим почерком, но непосредственно на работе это почти никак не отражается. Процесс очень стандартный. Ключевую роль в организации играет первый ассистент режиссера, который по большей части и общается с актерами. Сам режиссер не всегда дает какие-то указания. Вот Оливер Стоун, с которым я работал в фильме «Поворот», с актерами говорил сам. Надо сказать, у него быстро меняется настроение. Сейчас он тебя хвалит, а через дубль материт на чем свет стоит. Стивен Спилберг, наоборот, немногословен. «Иди туда. Встань там», ― максимум, что можно от него услышать. Во время перерыва я пообщался с ним больше, и он оказался удивительно мягким и интеллигентным человеком. Еще режиссеры могут различаться дотошностью: кто-то делает меньше дублей, кто-то — больше. Есть перфекционисты вроде Финчера, который может снимать одну и ту же сцену тридцать раз. Комфорт и безопасность здесь ставятся превыше всего. Во всех экшен-сценах тебя, как правило, заменяют каскадеры. Иногда режиссеры ради реалистичности от этого правила отказываются, но по обоюдному согласию.
На съемках царит довольно доброжелательная атмосфера. Никаких конфликтов или ссор. Никакого высокомерия и зазнайства со стороны звезд я тоже не видел. Все подчеркнуто вежливы и корректны. Оно и понятно: это большой бизнес, завязанный на слаженной командной работе. Если кто-то позволяет себе лишнее, перетягивает одеяло на себя или еще как-то тормозит процесс, с ним просто не будут больше работать. Обратная сторона всего этого такова: каких-то личных отношений на площадке почти не бывает, только профессиональные. Меня часто в шутку спрашивают, сколько я завел друзей в новом фильме, но на самом деле завести какие-то серьезные знакомства на съемочной площадке практически невозможно. Там просто нет времени на посторонние разговоры. В проект вложены большие деньги, все сосредоточены на работе, чтобы не сбиться с графика и отснять запланированное количество материала. Смена окончена ― все разбегаются по вагончикам. Исключения редки. Так, однажды Хью Джекман, с которым я снимался в фильме «Пароль «Рыба-меч», неожиданно взял и пришел на мой спектакль с женой, ребенком и семьей брата жены. Это было действительно очень приятно. Он по жизни открытый, очень дружелюбный человек. Кроме того, он сам играет в театре, поэтому прекрасно знает, что важен подобный жест». Фото: © kinopoisk.ru.