Шакко составила антисловарик выставочных заголовков. Цитирую: «Это − памятка галеристу, художнику, сотруднику музея, выставочного зала − как не надо называть свою выставку. (Ну либо наоборот, универсальный конструктор, из которого за 5 сек. можно склепать попсовое название). Дело в том, что за те несколько лет, что я проработала редактором раздела выставок сайта журнала «Ваш Досуг», в РИА «Новости» и т.п., через мою рабочую почту прошло, по грубым прикидкам, тысяч пять-шесть пресс-релизов. (Потому что в Москве около 400 музеев, это не считая частных галерей − и они как-то любят открывать выставки). Когда имеешь информацию в таком объеме, поневоле видишь закономерности. Вот несколько правил, чтобы придумать нестандартное название (в примерах − реальные названия выставок). НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ:
ЦИТАТЫ, особенно из стихов и песен: «В тиши природы провинции российской», «Ветер дальних странствий», «Танец длинною в жизнь», «Вот он, приют гостеприимный», «Во всем нам хочется дойти до самой сути», «Ты соткан весь из солнечных лучей, ты создан для любви, Туркменистан», «Вот и вышел человечек», «Вот девушка красивая», «И помнит мир спасенный», «Никто не забыт, ничего не забыто», «Я шагаю по Москве», «Здесь русский дух».
НАЗВАНИЯ ФИЛЬМОВ, особенно фильмов про Джеймса Бонда, даже переделанные: «Только для твоих глаз», «Скромное обаяние», «Из России с любовью», «Увидеть Париж… и жить!», «Дуэль в большом городе», «Made in Russia», «Куда приводят мечты», «Своя среди своих».
НАЗВАНИЯ КНИГ: «Потерянный рай», «Герои нашего времени», «В поисках утраченного времени», «Война и мир», «Лето господне».
ЗАЕЗЖЕННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ: «колыбель цивилизации», «далекое и близкое», «всегда готов», «под напряжением», «вчера, сегодня, завтра», «дарите женщинам цветы», «мы родом из детства», «дети цветов» (если только это не реально про хиппи выставка), «традиции и современность», «он и она».
Постоянно пополняющийся список скучных слов и словосочетаний − здесь.
Со своей стороны замечу, что заезженные заголовки и слоганы не только не информативны, но и конкретно раздражают. Все эти вот: «Вехи жизни и творчества», «Игры воображения», «Времена и образы», «Калейдоскопы фантазий» и «Рожденные летать». Название экспозиции должно быть не столько красивым, сколько откладывающимся в памяти. Например: выставка «Энди Уорхол. Вымирающие виды», которая откроется 18 марта в Дарвиновском музее имеет и другое название — «Животные в гриме». Оба словосочетания интересны и уникальны. Второе название указывает на способ изготовления изображений: на фотографии животных Уорхол накладывал краску в несколько слоев через сетчатые трафареты, добиваясь неожиданных цветовых эффектов.
И не думайте, что найти выигрышный заголовок просто. Не занимайтесь этим в последний момент, за день перед сдачей пресс-релиза или печатью афиши. В крайнем случае обратитесь за помощью к посторонним людям, может, со стороны будет виднее. А принцип хорошего заголовка должен быть один − вспомнил название мероприятия − вспомнил художника.