Пластический мир Валерии Кошкиной

Что такое красота? В диалоге Платона «Гиппий Больший» древнегреческий философ Сократ утверждает, что сущность прекрасного следует постигать бесконечно: «Прекрасное – трудно». Но, по моему мнению, красота – это энергия духа, с помощью которой человек познает, творит, внутренне преображается. И я уверен, что это сокровенное качество доступно каждому из нас. Благодаря чувству прекрасного,  в душе художника происходит разделение между глубинным и поверхностным, а душа поэта испытывает момент озарения, позволяющий по-новому увидеть и передать события окружающего мира, ярче и достовернее выразить свое внутреннее состояние через эмоции и переживания.

Сегодня я расскажу о художнице, в творчестве которой гармонично сплелись талант скульптора и  глубокая философской лирика, выраженная средствами камерной пластики и прикладного искусства. Россиянка Валерия Кошкина родилась в 1961 году в Москве, в 1984 году закончила Московское высшее художественно-промышленное училище («Строгановку»), с 1992 года живет и работает в Праге, специализируясь в области медальерного искусства, скульптуры малых форм и пэчворка. Бытует мнение, что роль медали ограничена лишь ее сугубо наградной функцией: увековечиванием какой-либо выдающейся личности или исторического события. Это не совсем так. Помимо «официального» предназначения, как социально-политического памятника, существует и более широкий диапазон тем и жанров, доступных медальерному искусству: портреты, пейзажи, геральдика, аллегории, анималистика, эмблемы и логотипы, символические, архитектурные и жанровые композиции. Авторские медали способны раскрывать в емкой, лаконичной форме религиозные, нравственные, философские темы, отражающие личный мир художника, его внутренний микрокосм. Ни один из видов изобразительного творчества не может сравниться с медальерным искусством по степени информативности и концентрации идей, поскольку здесь задействованы элементы скульптуры, каллиграфии, графики, ювелирного дела, живописи. Зачастую медаль ставит перед художником очень сложные и интересные задачи: на маленькой площади, при ограниченной высоте рельефа, добиться передачи объема, перспективы, а иногда и цвета, не разрушая при этом ясности и конструктивного единства образа. Обычно скульптор начинает работу над медалью с карандашного эскиза, который затем воплощается в пластилиновый макет, а уже с него изготавливается матрица для отливки медали. Но даже готовое изделие из металла не выйдет из мастерской, пока не будет подвергнуто многочисленным техническим операциям: гравировке, полированию, патированию, нанесению эмали. Как говорил еще античный скульптор Поликлет: «Самая трудная работа – это последняя отделка изваяния ногтем».

Скульптурное творчество Валерии Кошкиной отличает солидная профессиональная школа и ясное композиционное видение будущего произведения, позволяющие ей воплощать любые, самые сложные идеи в выразительные пластические образы. И, несмотря на разнообразие тем и сюжетов, постоянным источником вдохновения художницы служат дети и животные. На авторских медалях Валерии можно встретить как трогательные портреты родителей, мужа, детей («В зеркале», «У фонтана», «Алеша», «Полинка», «Лёвка», «Родители»), так и изображение любимой собаки – левретки Денди, неоднократно становившейся героиней ее работ («Друг рода человеческого», «Пес похожий на оленя»). О том, с каким, порой неожиданным изяществом возникают сюжеты будущих композиций, художница рассказывает так: «Левретка» значит «игрушка ветра». Наш пес такой же легкий и изменчивый. Он принимает неимоверные позы и становится похожим на разных существ. Например, на этой медали, замерев перед невысоким деревцем, он превратился в длинноногого оленя с ветвистыми рогами. А еще мы со смехом замечаем иногда схожесть с лебедем, креветкой, но никогда не видели в нем тигра или крокодила. Он ласковый и нежный зверь».

Серия работ «Русские сказки» навеяна мотивами популярных произведений Пушкина и Бажова («У Лукоморья», «Хозяйка Медной Горы»), населена волшебными персонажами народных преданий («Леший», «Царевна-лягушка»). Огромное значение для автора имеет связь с родной землей, с историей русского искусства. Неслучайно в галерее медальных портретов одно из центральных мест занимает рельефный образ Виктора Михайловича Васнецова. «Я с удовольствием взялась за работу, потому что всегда восхищалась этим художником – одним из моих самых любимых русских живописцев, основоположником особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Живопись Васнецова для меня – изумительный, таинственный мир былин и сказок, гимн прелести родной природы, красоте души русского человека, мощная эпическая песнь великому прошлому России». Не менее важным духовным символом России для Валерии является ее любимый русский святой – преподобный батюшка Серафим Саровский, канонический лик которого в окружении свечей она запечатлела на памятной медали.

Отдельного внимания заслуживают серии работ, связанные с любимыми архитектурными местами Европы. Это прежде всего поэтически-одухотворенные образы чешской столицы, ставшей для Валерии Кошкиной и ее семьи вторым домом: «Прага – город удивительный, загадочный и полный чудес. Конечно, в наш жесткий технический век нет времени прислушаться к старым легендам и поверить в них. Но ведь они повествуют о событиях, которые на самом деле происходили, а каждое из полутысячи пражских привидений имело земное имя и причудливую земную историю. А я верю во все это. Может быть, поэтому, когда я в одиночестве гуляю по моей любимой вечерней Праге, воображению мерещатся тени минувшего, и мне улыбаются красивые люди далеких от нас времен». «Пражский» цикл логически перекликается с другой архитектурной жемчужиной Старого Света – Венецией. Медаль «Казанова в Венеции», представляет собой несколько необычный образ знаменитого авантюриста: «Самая главная и самая старинная маска – огромный нос – была сделана не на потеху, а как необходимое приспособление для врачей, которые работали во время страшных эпидемий чумы. В нее помещали антисептические лекарства, которые предохраняли целителей от заражения. А потом это стало просто модой. На медали я представляю себе в таком наряде знаменитого венецианца – авантюриста, способного литератора, а главное, неукротимого ценителя женской красоты. Его имя стало нарицательным – Казанова. Сбежав из самой охраняемой тюрьмы, он достиг Чехии, где провел одиннадцать последних лет своей жизни».

Авторские медали Валерии Кошкиной уже давно получили заслуженное признание в профессиональном сообществе: c 1994 года художница является членом Чешской ассоциации художников-медальеров (AUM), с 2002 года – персональным членом международной федерации  медальерного искусства – FIDEM (Federation Internationale de la Medailles d’Art). Работы художницы регулярно экспонируются в галереях и выставочных залах Чехии, Словакии, России, Голландии, Италии, Китая, приобретаются музеями и частными коллекционерами. Неслучайно имя Валерии Кошкиной служит знаком качества для известных собирателей и ценителей искусства со всего мира. В июне 2014 года в Сенаторском зале Королевского Дворца в Варшаве в рамках выставки «Мой Иоанн Павел II» экспонировалась двусторонняя медаль Валерии Кошкиной, посвященная памяти римского понтифика. Эта работа была создана по заказу польского коллекционера Бернарда Марека Адамовича, который уже несколько десятилетий собирает медали, посвященные своему знаменитому соотечественнику. В настоящее время его собрание насчитывает свыше трехсот экземпляров литых и штампованных медалей. Валерия вспоминает: «Господин Адамович предоставил мне полную свободу выбора сюжета и композиции. Я начала работу с просмотра наиболее известных цитат из проповедей и разговоров Иоанна Павла II, и мое внимание сразу привлекло его высказывание «Католический священник живет в одиночестве, чтобы другие не были одиноки». Мне показалось , что это очень точно соответствует многим его фотографиям, особенно той, где на балконе Собора Святого Петра сидит одинокий человек, обремененный тяжестью возложенной на него миссии, ответственностью, скорбями и возрастом. А внизу на площади волнуется море людей, приветственно протягивающих к Нему руки. И все они вместе искренне верят, что не одиноки под Его покровительством и защитой».

В октябре 2013 года, по приглашению пекинской компании AoTu, Валерия провела девятнадцать дней в Китае, посетив с персональными выставками пять крупных городов: Пекин, Шэньян, Далянь, Гуанчжоу и Шанхай. Результатом этой поездки стал цикл бронзовых медалей «Мой Китай», в котором художница отразила свои наиболее яркие впечатления от увиденного в стране. «Однажды в огромном современном пекинском торговом центре, предлагающем исключительно предметы традиционного китайского прикладного искусства, я увидела небольшую лавочку, увешанную разнообразными тыквами-горлянками (символ удачи, здоровья и долголетия в буддийской и даосской традициях), а среди них человека, больше похожего на бессмертного даоса, чем на заурядного продавца. Эта картинка дала мне идею для первой медали китайского цикла».

Помимо медалей, Валерия с удовольствием занимается скульптурой малых форм, или как ее еще называют, – камерной, «кабинетной» скульптурой. Такие работы предполагают некую интимность восприятия, однако ограниченность в размерах вовсе не означает упрощенного подхода к делу или скудости тем и сюжетов. Совсем наоборот! Миниатюрная пластика дает прекрасную возможность наслаждаться искусством не только в музеях и на площадях, но и в уютной атмосфере дома или офиса. В жанре малой скульптуры художница выполнила целый ряд произведений из бронзы, цветного стекла и фарфора: анималистическую серию, серию знаков Зодиака, цикл «Капли», скульптурные фантазии.

Отдельные работы изначально были расчитаны для массового покупателя, поскольку Валерия уже много лет сотрудничает с всемирно известными чешскими фабриками по производству художественного фарфора – «Rudolf Kampf», «Royal Dux Bohemia» и «Haas & Czjzek», на которых серийно выпускаются коллекции статуэток по ее авторским моделям. Художница вспоминает: «В 1997 году я посетила чешский завод «Royal Dux Bohemia» – одну из старейших фирм в Европе, свыше 160 лет специализирующуюся на производстве исключительно фигурного фарфора – и получила там первый заказ на создание модели Кота, которая должна была быть выполнена в так называемом «брюссельском» стиле статуэток знаменитого чешского «фарфорового» дизайнера профессора Ярослава Ежка. Моя фигурка Кота сразу стала хорошо продаваться, и руководство завода вскоре заказало мне следующие модели в том же стиле: Пару котов, Рыбу и Лягушку. Насколько мне известно, вся эта коллекция до сих пор пользуется хорошим спросом у покупателей». В 2004-2005 годах Валерия Кошкина в сотрудничестве со старейшим чешским фарфоровым заводом «Haas & Czjzek» участвовала в создании целой серии декоративных электрических ламп и светильников, абажуры которых украшены пластинами цветного полупрозрачного стекла и художественными рельефами из тонкостенного бисквитного фарфора («Старый город 1», «Старый город 2»). Их уникальность состояла в новаторском использовании техник Тиффани и литофании, а классический рельеф с изображением старинного города прекрасно выглядит даже без подсветки.

Отдыхая от серого скульптурного пластилина, Валерия часто обращается к технике пэчворка (от англ. patchwork — «изделие из разноцветных лоскутов») – виду художественного рукоделия, в котором изображение буквально сшивается из кусочков ткани по принципу аппликации или мозаики. Сам процесс создания этих ярких, стилизованных  картин – чудесный способ обрести душевное равновесие, да и у окружающих такие работы вызывают исключительно добрые и позитивные чувства. Техника пэчворка позволяет добиться интересных декоративных эффектов за счет применения материалов с различной фактурой и орнаментом, а также использования приемов квилтинга и коллажа («Натюрморт с яблоками», «Петух», «Замок Кршивоклат»). «Я хочу, чтобы мои работы вызывали у Вас радостную улыбку» – именно с такими словами автор обращается ко всем своим зрителям и ценителям искусства, и без сомнения – каждое новое произведение Валерии Кошкиной привносит в нашу жизнь еще немного любви, красоты и гармонии. В заключение я хочу поделиться высказыванием Ромена Роллана: «Живет лишь тот, кто творит. Остальные – это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни – радости творчества: любовь, гений, действие – это разряды силы, родившиеся в пламени единого костра».

Валерия Кошкина принимает заказы от организаций и частных лиц на создание кабинетных скульптур, памятных медалей, прочих индивидуальных и корпоративных подарков. Официальный сайт художницы: www.koshka.cz.

This entry was posted in Скульптура and tagged , , , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.