Известный грузинский живописец Джованни Вепхвадзе пишет в своей статье «Коллекция и коллекционирование» об очевидном и увы, удручающем феномене любого собирателя произведений искусства:
«Если в начале своей деятельности коллекционеры обращали внимание на качество работ, то после приобретения опыта, они поняли, что качество живописи не имеет никакого значения и абсолютно не влияет на стоимость. Он, коллекционер, начинает сталкиваться с тем фактом, что намного большее значение имеет понятие «кто», а не «как». Видя, что работы, которые он когда-то считал хорошими, не соответствуют тем мизерным ценам, которые за них платят, а другие работы, которые тогда ему не нравились, высоко ценятся, коллекционер начинает сомневаться в своем понимании живописи, но затем полностью адаптируется к ситуации и принимает чуждые его вкусу произведения. Должен сказать, что это болезнь не только коллекционеров, но и искусствоведов и галерейщиков и, к сожалению, большей части почитателей изобразительного искусства, короче всех тех у кого нет своей и четкой позиции относительно качества живописи. Но самое интересное, что несмотря на самовнушение, если работа рассматриваемая коллекционером не относится к художнику с большим именем, то у коллекционера временно наступает просветление, и он объективно рассматривает произведение, не находясь под психическим влиянием имени художника».
И еще об одной важной стороне коллекционирования, ставящей эту сферу деятельности в разряд самых рискованных:
«Для коллекционера фальсификатор это преступник номер один, который всегда остается для него невидимым, превосходит его в хитрости, и в отличие от него – профессионал высокого уровня. Эти опасения коллекционеров не лишены оснований, учитывая сколько фальсифицированных работ находится на рынке картин, а также в частных коллекциях и даже в некоторых музеях. Как тут не сказать, что погоня за подписями известных художников, преклонение перед их именами и огромные цены на произведения искусства играют не последнюю роль в появлении фальсификаторов и их «творений». Отсюда.
Фальсифицируют, как правило, художников с именем, а стопроцентную гарантию подлинности работы может дать только автор. Умерший автор уже вряд ли поможет. Отсюда совет: покупайте современников, меньше будет разочарований…