10 февраля 1890 года в Москве родился Борис Леонидович Пастернак – выдающийся русский писатель, один из крупнейших поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе 1958 года, (второй, кстати, после И. А. Бунина русский литератор, удостоенный этой премии).
Ниже я поместил два лучших, на мой взгляд, стихотворения поэта. Первое из них российские зрители знают по романсу в исполнении Сергея Никитина, прозвучавшему в культовом советском телефильме «Ирония судьбы» Эльдара Рязанова, а второе послужило эпиграфом и дало название повести Юза Алешковского «Перстень в футляре».
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин. Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого. И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной. И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной. Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь. Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют. (1931) В больнице Стояли как перед витриной,
Почти запрудив тротуар.
Носилки втолкнули в машину.
В кабину вскочил санитар. И скорая помощь, минуя
Панели, подъезды, зевак,
Сумятицу улиц ночную,
Нырнула огнями во мрак. Милиция, улицы, лица
Мелькали в свету фонаря.
Покачивалась фельдшерица
Со склянкою нашатыря. Шел дождь, и в приемном покое
Уныло шумел водосток,
Меж тем как строка за строкою
Марали опросный листок. Его положили у входа.
Все в корпусе было полно.
Разило парами иода,
И с улицы дуло в окно. Окно обнимало квадратом
Часть сада и неба клочок.
К палатам, полам и халатам
Присматривался новичок. Как вдруг из расспросов сиделки,
Покачивавшей головой,
Он понял, что из переделки
Едва ли он выйдет живой. Тогда он взглянул благодарно
В окно, за которым стена
Была точно искрой пожарной
Из города озарена. Там в зареве рдела застава,
И, в отсвете города, клен
Отвешивал веткой корявой
Больному прощальный поклон. «О господи, как совершенны
Дела твои,— думал больной,—
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной. Я принял снотворного дозу
И плачу, платок теребя.
О боже, волнения слезы
Мешают мне видеть тебя. Мне сладко при свете неярком,
Чуть падающем на кровать,
Себя и свой жребий подарком
Бесценным твоим сознавать. Кончаясь в больничной постели,
Я чувствую рук твоих жар.
Ты держишь меня, как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр».
(1956)