Ушедший год запомнился не столько новыми музыкальными открытиями, сколько более-менее удачными релизами исполнителей, которых уже давно принято называть ветеранами и живыми классиками рок-музыки. Не будучи критиком, все же поделюсь некоторыми впечатлениями от наиболее ярких альбомов 2014 года.
Во-первых, мне очень понравился очередной сольный альбом Бориса Гребенщикова «Соль», записанный с английскими и американскими музыкантами. Некоторые треки программы уже выходили в виде синглов, но для этой пластинки все партии инструментов были сыграны заново, а музыканты «Акариума» в записи не участвовали. (По-моему, только в нескольких комозициях на басу играл Саша Титов, и где-то отметился Борис Рубекин, к счастью, не в качестве клавишника. К счастью – потому что, честно говоря, аранжировки Рубекина и его карамельно-навязчивая манера игры уже порядком достали.) Достоинства альбома: cырой гитарный саунд, минималистичное дизайнерское оформление, острота и злободневность текстов. Работа получилась на редкость бескомпромиссная и аскетичная. Я уверен, что «Соль» по силе воздействия можно сравнить с такими работами, как «Greendale» Нила Янга, или даже «Plastic Ono Band» Джона Леннона.
Хороша и новая пластинка ирландской певицы Шинед О’Коннор (Sinéad O’Connor) с говорящим названием «I’m Not Bossy, I’m The Boss». Шинед кардинально изменила сценический имидж, представ, наконец, в образе брутальной брюнетки, затянутой в латекс. Альбом, действительно, получился крепким и разноплановым по музыкальному материалу, а в моей коллекции он стоит теперь где-то между «I Do Not Want What I Haven’t Got» и «Universal Mother».
Также хорошее послевкусие осталось после прослушивания «Песен невинности» («Songs Of Innocence») U2, хотя их маркетинговая уловка с навязыванием своего нового релиза через сервис iTunes была делом явно не богоугодным. Боно сотоварищи, наконец, сварили свежий бульон по рецепту рокочущих восьмидесятых («War», «The Joshua Tree»), который, по счастью, не стали сдабривать коварными экспериментами разных там Брайанов Ино и Даниэлей Лануа. Оказывается, U2 все еще могут писать простые и запоминающиеся песни, в чем я уже было засомневался после их невнятного «No Line On The Horizon» (2009). Но вообще-то, не стоит особенно обольщаться: простота «Songs Of Innocence» обманчива, и в этом нетрудно убедиться, если внимательно прослушать этот альбом несколько раз.
Восьмидесятилетний канадский поэт-песенник Леонард Коэн (Leonard Cohen) отметился в прошлом году отличной пластинкой «Popular Problems», в которой попытался с философской неторопливостью разобраться в вечных противоречиях религиозных, общественных и интимных сфер. Причем, уложился он всего в 36 минут кантри-блюзовых бормотаний в сопровождении клавиш и женского бэк-вокала. Вот что значит: краткость – сестра таланта!
И, напоследок, о еще одном заметном событии: в 2014 году группа Pink Floyd выпустила свой пятнадцатый студийный альбом «The Endless River» («Бесконечная река»). Это случилось двадцать лет спустя после их предыдущего релиза «The Division Bell», и этот факт должен был особенно заинтриговать всех поклонников великой британской группы. Я об этом писал в начале октября, как раз накануне выхода диска. Ну, что сказать? Чуда, конечно, не случилось. «The Endless River» – явно не тот альбом, который стоит рекомендовать неофиту, желающему познакомиться с творчеством Pink Floyd, но, тем не менее, хочу высказать и пару слов в защиту этого проекта. Как известно, Дэвид Гилмор и Ник Мэйсон запланировали «The Endless River» как последнюю веху в дискографии группы, а также в качестве альбома-посвящения памяти их друга и коллеги – покойного Ричарда Райта. Почти весь музыкальный материал диска основан на архивных записях 1994 года, не вошедших в «The Division Bell» и сочиненных Риком Райтом. Естественно, что ждать полноценного релиза, похожего на «A Momentary Lapse of Reason», или другие, более ранние, классические шедевры семидесятых, не следовало бы. В альбоме присутствует всего одна песня – «Louder Than Words», все остальное – многослойный эмбиентный поток, чем-то, действительно, напоминающий бесконечную реку электронной импровизации. И я не соглашусь с некоторыми рецензентами, утверждающими, что альбом получился скучный и вялый. На мой взгляд, получился практически идеальный саундтрек к будущей, еще нереализованной экранизации «Соляриса», например. Об этой записи предельно откровенно высказался Дэвид Гилмор в интервью газете «The Guardian»: «Что ж, Рик ушел. Это будет последним, что мы выпустим. Я почти уверен, что больше ничего не последует». В свете всего сказанного, наиболее правильным будет воспринимать альбом «The Endless River» как своеобразный дайджест для посвященных, как финальную коду, как эпитафию.