В залах Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке проходит выставка знаменитой русской художницы Зинаиды Серебряковой. Эта экспозиция устроена при содействии парижского фонда «Fondation Serebriakoff» и представляет только избранные работы заграничного периода творчества художницы, многие из которых впервые экспонируются в Москве. Выставка уникальна еще и тем, что наряду с живописными произведениями самой Серебряковой, на ней также представлены работы двух (из четырех) ее детей — Александра и Екатерины, долгие годы проживших вместе с матерью в эмиграции. Поэтому выставка, приуроченная к 130-летию со дня рождения художницы так и называется – «Зинаида Серебрякова. Парижский период. Александр и Екатерина Серебряковы». На днях я побывал в здании Инженерного корпуса и готов поделиться своими впечатлениями. Сразу скажу, что работы детей: Александра Борисовича Серебрякова (1907-1995) и Екатерины Борисовны (род. 1913) показались мне неинтересными: они резко отличаются от свободной живописной манеры матери, выглядят старательными и прилизанными до крайней степени. И дело не в том, что они слабые — совсем даже наоборот! – они скрупулезно аккуратны, почти гиперреалистичны, а чисто технически выполнены просто безукоризненно. Но, на мой взгляд, такие работы безлики и скучны, хотя, не спорю, найдется немало охотников до этих пасторальных пейзажей и натюрмортиков. Видимо, еще нужно принимать во внимание специализацию Александра Борисовича: он много лет работал над оформлением интерьеров музеев, особняков, парковых павильонов (отсюда умопомрачительная точность деталей в его акварелях), создавал декоративные панно и монументальные росписи. Екатерина более склонялась к мирным пасторальным пейзажам и миниатюрным натюрмортам, не выходящим за пределы средне-буржуазного вкуса. Впоследствии именно Екатерина Борисовна основала «Фонд Зинаиды Серебряковой», за что ей честь и хвала, конечно.
Отмечу, что выставка не слишком масштабная: в нескольких залах третьего этажа представлено порядка 80 работ, из них около 50 экспонатов — живописные произведения Зинаиды Серебряковой, остальное — творчество ее детей.
Небольшая биографическая справка: Зинаида Евгеньевна Серебрякова (урожденная Лансере) родилась 12 декабря 1884 года в родовом имении «Нескучное» Харьковской губернии в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа – Лансере. Ее дедушка Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец, Евгений Лансере – известным скульптором, а мама – Екатерина Николаевна в молодости была художником-графиком.
В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней Тенишевой. В 1903-05 годах обучалась у художника-портретиста О. Э. Браза. В 1905—1906 занималась в Académie de la Grande Chaumière в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента (позднее железнодорожного инженера) Бориса Серебрякова и принимает его фамилию. От этого брака рождается четверо детей: Евгений (1906-1990) – впоследствии архитектор и реставратор, Александр (1907-1995) — художник и декоратор, Татьяна (1912—1989) – театральный художник, Екатерина (1913) – художница, а также основатель и почетный президент французского «Фонда Зинаиды Серебряковой». После Октябрьской революции, в связи со скоропостижной смертью мужа и тяжелым материальным положением, Зинаида Серебрякова уезжает во Францию (1924 год), в которой она проживет до конца жизни. Позднее ей удастся вызвать к себе двоих детей – Александра и Екатерину. С Татьяной и Евгением ей суждено будет увидеться только через тридцать с лишним лет…
За границей Зинаида Евгеньевна столкнулась с отсутствием регулярных заказов, испытав почти полную невостребованность. Но несмотря на это, художница сохранила самобытность своего художественного видения и осталась практически равнодушна к новаторским течениям современного европейского искусства. Для заработка ей приходилось писать портреты на заказ, которые из-за недостатка средств на дорогостоящие масло и холсты, она часто выполняла в графических техниках – пастелью, цветными карандашами, темперой, акварелью. Мне особенно понравились на выставке именно эти работы — пастельные портреты представителей русской аристократии, выполненные смелыми и уверенными штрихами, в манере слегка напоминающей стиль Валентина Серова — мастерски прописанные лица и небрежность к деталям и элементам антуража. Еще ранее, русский художник и искусствовед, основатель объединения «Мир искусства» Александр Николаевич Бенуа, он же дядя художницы, писал о живописи Зинаиды: «Умения, мастерства у Серебряковой полная мера. Но особая прелесть ее мастерства заключается в том, что и оно не лезет вперед, оно совершенно свободно. Оно сложилось свободно, вне затхлости академических классов; оно и сейчас, несмотря на полную свою зрелость, все так же свободно от педантизма и раз навсегда установленных приемов».
Даже в эмиграции художница стремилась вернуться к темам и сюжетам, увлекавшим ее в России, – идеализированным образам крестьян, когда-то вдохновившим ее на полотнах Венецианова. На выставке представлен монументальный триптих «Баня», созданный в 1926 году в продолжение ее знаменитого одноименного цикла, написанного еще на родине. Только с 1926 года, благодаря спонсорской помощи, художница смогла наконец позволить себе выезжать с детьми из Парижа на этюды – на юг Франции, в Бретань, на остров Корсику, а также совершать творческие поездки в другие страны – Англию, Швейцарию, Италию, в северную Африку. На выставке можно увидеть как европейские пейзажи Серебряковой, так и виды Марокко, сделанные в 1928–29 и 1932 годах. Пожалуй, именно работы из марокканского цикла (сценки на базаре, эскизные образы арабов и бедуинов, пейзажи Марракеша, Феса, Сефру) – показались мне наиболее яркими, эмоциональными и живыми из всего представленного на выставке, за исключением, может быть нескольких произведений в стиле ню. Кстати, можно заметить, что моделью для обнаженной (и не только) натуры часто служила дочь Зинаиды Серебряковой — Екатерина.
Конечно, выставка не претендует на полное или ретроспективное представление о творчестве Зинаиды Серебряковой, но этим и вполне самоценна (как например, в свое время я видел экспозицию «Матисс в Марокко» – узкий сектор творчества создает более осмысленное погружение в тему, сулит и более приятное послевкусие). Стоило ли мероприятие потраченных трех с половиной часов? Безусловно, стоило. Плюс ко всему, хочу предупредить тех, кто еще не был на выставке — фотосъемка РАЗРЕШЕНА (правда, без вспышки), а сама выставка работает до 30 марта 2014 года. Ниже, несколько картинок с выставки (фотографировал смартфоном, поэтому за качество не судите).