Российский художник Франциско Инфанте (Francisco Infante-Arana) уже много десятилетий работает в жанре пространственных инсталляций, которые он практически всегда создает на фоне природного ландшафта и фиксирует затем в виде цикла фотографий. И пусть вас не смущает экзотическая фамилия художника, – Инфанте родился в 1943 году в СССР, в селе Васильевка Саратовской области, в семье испанского эмигранта-республиканца, в 1962 году закончил обычную московскую среднюю художественную школу, а в 1966 году – Строгановку. В 1970 году организовал художественное объединение «Арго», тогда же увлекся теорией супрематизма, считая себя продолжателем традиций русского авангарда. Уже с 60-х годов прошлого века Франциско Инфанте работает над своими композициями из зеркальной пленки, планок и лески вместе со своей женой – художницей Нонной Горюновой (род. 1944). «С 1962 года я был вовлечен в геометрическое, а затем – в кинетическое искусство. С помощью моих работ я хотел выразить эмоции, связанные с безграничным совершенством мира» – вспоминал художник позднее. Работы творческого тандема Инфанте / Горюновой уже сейчас можно назвать классикой современного искусства, тем не менее, супруги не останавливаются на достигнутом, все время изобретая новые, еще более уникальные ландшафтные композиции и визуальные объекты. На мой взгляд, произведения Франциско Инфанте, часто публиковавшиеся в перестроечных журналах конца 80-х, начала 90-х годов, в чем-то предвосхитили находки российских художников-графиков (и просто компьютерных дизайнеров) эпохи зарождающегося digital-арта. О том, какое место в его творчестве занимают зеркала, Инфанте сказал в одном из своих интервью: «С зеркалом связаны многие культы и обряды. С функцией отражения возникает тема двойничества, изменения пространственных связей, — удивительные вещи, поражающие воображение. Когда мы делаем артефакты с зеркалами, работаем только в реальном пространстве. Никогда не обращаемся к технике монтажа, коллажа, компьютерных обработок. Скорее наоборот, сами наши артефакты в каком-то смысле предопределили появление цифровой технологии».
И еще: «Занимаясь проблемами бесконечности, я пытался делать метафоры: спирали, проекты реконструкции звездного неба и т. д. Потом, глубже изучив теорию бесконечности Георга Кантора, его версию двух видов бесконечности, потенциальной и актуальной, я осознал важность идеи актуальной бесконечности в качестве целого, актуально данного. Предъявить актуальную бесконечность возможно благодаря конструкции, противостоящей энтропии мира. В какой-то момент я понял, что мир не только бесконечен, но и таинствен. Я пытался найти что-то адекватное моим представлениям о тайне мира. То, что с древности известно об артефакте, свидетельствует о бесконечности мира, о связи всего сущего с Тайной, реально этот мир наполняющей. Сознание художника, вдохновившего ситуацию взаимодействия артефакта и природы, создает силовые линии поля игры. Поэтому мои работы, в которых человек отсутствует, всегда о человеке и о его душевном мире, артикулированном сознании. Для меня темой в искусстве стал момент рождения художественного события на стыке нерешаемых проблем (ведь искусство по сути то, чего не может быть) и их реального представления. Это реальное представление нереального во многом связывается с понятием «артефакт». Другие работы Франциско Инфанте и Нонны Горюновой можно посмотреть здесь.