В московском Центре Изящных искусств «Волхонка-Гранд» с 15 августа до 13 сентября этого года работает персональная выставка известного московского художника Дмитрия Евгеньевича Иконникова. Экспозиция носит название «Пространство. Время. Мифы.» и имеет ретроспективный характер, поскольку на ней представлены работы практически из всех тематических циклов художника с начала 90-х годов: «Жизнь на 9-м этаже», «Город: вход со двора», «Среда обитания», «Средиземноморье», «Санкт-Петербург», «Париж». Живописная манера Дмитрия Иконникова мне всегда нравилась, а познакомился я с его творчеством еще в период горбачевской «перестройки», благодаря публикации в журнале «Юность», если не ошибаюсь. Чуть позднее, на выставках в ЦДХ увидел его картины и вживую. О том, как автор относится к социальным сетям, современному телевидению и российской культуре в целом — несколько выдержек из интервью, которое Дмитрий Евгеньевич дал корреспонденту «Известий» Анне Позиной в преддверии своей выставки:
«Среди современных любителей, и не только, процветает гипертрофированный культ выкладывания всего и вся на общее обозрение. Люди пишут стихи, рисуют — и отправляют свои произведения в соцсети. Что вы об этом думаете?
Мне кажется это все смешным. Соцсети — для людей, которые сами себя реализовать не могут. Если я пишу картину, есть холст и я. Мне выкладывать в сети, что вот, это я, и я собираюсь писать картину — совершенно не нужно. Работающим людям некогда всем этим заниматься. Мне недавно попалась статья в итальянском журнале, как раз об этом. Там медийный человек не считается профессионалом. Если человек все время светится как писатель, допустим, он не писатель точно.
Как вы относитесь к вновь ставшему популярным поп-арту?
Я отношусь к этому, как к раскрученному, хорошо поставленному бизнесу. «Прикольно» — да, но это же не определение жизни. Для меня поп-артовская живопись — это вопль нетрезвого человека на улице. Очень громко, очень сильно, но про что орем?
В чем различие так называемого высокого искусства и поп-арта?
Для меня высокое искусство — это внутреннее содержание человека, который поет или пишет. Насколько он емок, настолько и высоко его искусство. Если человек плоский, как фанера, то его искусство — плоское, не объемное. Оно не отвечает гармонии устройства мира. Чем у человека больше рецепторов, нащупывающих этот мир, тем он интереснее. Рембрандт, Сезанн — у них космический объем. А что вам откроет Энди Уорхол?
Как научиться правильно воспринимать живопись, искусство? Ведь многие ходят, смотрят, слушают, но не факт, что в душе что-то остается.
Вам надо какое-то специальное музыкальное образование, чтобы Баха послушать в соборе? Искусство — поток информации: чувств, эмоций, цвета. Вы считываете эту информацию, она может быть положительной или нет. То, что вы считываете, и есть восприятие. Но вы правы, процентов девяносто и правда ничего не понимают, слушают искусствоведов, критиков. А эти люди — тот же самый бизнес. Вспомните известную инсталляцию одного парня-американца, который выставил дохлую акулу в формалине. Он продал ее за несколько миллионов долларов, потом она у него протухла. Вопросы возникли: как будем реставрировать? Сливаем акулу, будем ее нашпиговывать чем-то или ловить новую? А будет ли это то же самое произведение? А сколько оно будет стоить? Ну не абсурд ли? Но это такая форма бизнеса.
Телевизор смотрите?
Невозможно смотреть. Жуткий видеоряд. По одной простой причине: крайне плохо образованные ребята, книжек не читают, ничего не видели, кроме глянца, и думают, что если они сделают в телевизоре, как в глянцевом журнале, то будет хорошо. Не будет. Будет как есть — отвратительно. Если человек ни разу вживую не видел ни Веласкеса, ни Пикассо, он что может сделать? Говорил недавно с режиссером Вадимом Абдрашитовым, и он был в ужасе от своих абитуриентов. Идут в профессию, не знают, кто и что сделал до них, имена режиссеров путают. Для чего идти тогда?
У нас вообще к культуре странное отношение. Одна вполне приличная радиостанция позволила себе сделать рубрику под названием «Культур-мультур». Сама эта формулировка тут же унижает всю историю, всю культуру. Понятно сразу отношение. Или перед новостями обрубить полпесни. Это ведь тоже дикое неуважение к культуре, к автору. И это политика государства. Чем менее культурные люди, тем им проще вдолбить в голову какую-нибудь глупость. Ящик создан для того, чтобы люди меньше думали и считали, что все вокруг такие же идиоты».