Заметки о выставке Тициана

  Сегодня с удовольствием посетил выставку великого Тициана в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В который раз убедился, что невозможно составить впечатление о художнике по репродукциям, пусть даже самого высокого качества. Уверяю, альбомы по искусству врут – сгущают тона, делают картинку более контрастной, или наоборот осветляют до такой степени, что становятся отчетливо видны те детали, которых на холсте воочию практически не видно. Да и на хороших репродукциях невозможно разглядеть то, чем славился поздний Тициан — мастерство нюансировки. Замешивая на палитре всего несколько красок, он добивался поразительного разнообразия оттенков темно-серого, розового и лилово-красного цветов, делая свои работы изысканными по живописи. Например в известном портрете Томмазо Мости, (юноша в берете с томиком Петрарки), только в живую можно разглядеть красноватый подмалевок, который просачивается сквозь черный оттенок костюма, серый цвет заднего фона, присутствует в мельчайших добавках во всем красочном слое, оставаясь практически невидимым. Потом, обратите внимание — как художник грамотно акцентирует первостепенные детали композиции. Фокус (если здесь применим  этот избитый фотографический термин), словно наведен на лицо юноши и его белый воротничок, четко обведенный тонкой извилистой линией тени. Все маловажные детали (берет, камзол, перчатка) почти сливаются с фоном, или намечены небрежными мазками (как меховая оторочка на рукавах). Живопись практически монохромна, за исключением лица Томаззо и книги, которая находится в правом нижнем углу картины, почти обрезанная линией рамы. Вот к этому томику и применен особенный цветовой акцент: это наиболее красочная деталь холста. Мы видим главное в портрете: одухотворенное лицо и поэтический сборник. Художник уловил и выделил основное, пренебрегая частным. Тот же прием применяется и в двух других работах с этой выставки: например, в портрете графа Антонио ди Порчиа. Посреди темно-серого, мрачного пространства вырисовывается только лицо, массивная цепь с медальоном и эфес шпаги. Кто перед нами? Сиятельный граф, землевладелец (за окном изображен кусочек его фамильного надела, а не абстрактный пейзаж). В портрете архитектора и художника Джулио Романо (кстати, одного из любимых учеников Рафаэля), Тициан также выделил главное — голову, руки и чертеж на бумаге. Эти приемы позднее применял Рембрандт, доведя их до совершенства. Умение избегать искуса быть эффектным — признак большого мастера. В ранних работах Тициана («Мадонна с младенцем» (1507), еще чувствуется явное влияние Джорджоне и Дюрера, стремление работать яркими открытыми цветами. Но даже в этой, небольшой по формату работе, видно мастерство лессировки, умение передавать перламутровую глубину кожи, свето-воздушную перспективу с помощью тонких, прозрачных наложений краски. Вот посмотрите — сколько цветов в знаменитой «Флоре»? Не так уж много. Художник воздержался от искушения устроить пиршество красок (хотя тема полотна это даже предполагала — богиня Растительности, Природы, и т. д.). Тициан создал тонкий, поэтичный образ Флоры: молочно-розовая кожа, медно-русые волосы и бледно лиловая драпировка. Даже цветы в ее руке не броские, а в выдержанные в той же гамме – нежно-лиловые. Безупречный вкус. Голубой цвет в работах Тициана предельно экономичен. Небо художник изображает с помощью сложных оттенков, примешивая к лазури другие краски. В портрете неизвестной красавицы (La Bella) написанной в 1536 году, видно мастерство такой тонкой и грамотной нюансировки цветом: живопись предельно сбалансирована и при этом богато аранжирована (голубое платье с вкраплениями красно-розовых, серо-лиловых, охристых тонов, светлая матовая кожа, волосы оттенка меда). Именно в этой картине, на мой взгляд, замечательно проработан сине-голубой цвет платья: он красив и самодостаточен, но при этом не спорит с целым, а гармонично подчеркивает главное: лицо, плечи, грудь девушки. Я думаю так: нельзя стать хорошим колористом, не изучая живописи Тициана, не видя его полотен.

Напоследок привожу список работ Тициана, представленных на выставке. Их всего одиннадцать:

«Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565), Галерея Боргезе, Рим
«Даная c золотым дождем» (1544-1545), музей Каподимонте, Неаполь
«Распятие» (1558), церковь Сан Доменико Маджоре, Анкона
«Благовещение» (1563), церковь Сан Сальвадор, Венеция
«Портрет архитектора Джулио Романо» (1536), Палаццо де Те, Мантуя
«Портрет графа Антонио ди Порчиа» (1535-1540), Пинакотека Брера, Милан
«Портрет Томмазо Мости» (1520-1526), Галерея Палатина Палаццо Питти, Флоренция.
«Красавица» (La Bella) (1536), Галерея Палатино Палаццо Питти, Флоренция
«Мадонна с младенцем» (Мадонна Лохиса), (1507), Академия Каррара, Бергамо
«Крещение Христа» (1512), Капитолийская Пинакотека, Рим
«Флора», (1515), Галерея Уфицци, Флоренция
 

Мой вердикт: одно из главных московских художественных событий 2013 года. Смотреть обязательно. Цена вопроса: 400 руб. билет для взрослого, 200 руб. для детей и школьников. Выставка работает до 29 сентября 2013 г. в залах ГМИИ им. Пушкина на Волхонке, 12.

This entry was posted in Выставки, Живопись and tagged , , , . Bookmark the permalink.