Знаменитый роман Владимира Владимировича Набокова «Лолита», напечатанный в 1955 году парижским издательством «Олимпия Пресс» (на фото слева), претерпел с тех пор множество публикаций. В онлайн-коллекции Дитера Циммера (Dieter Zimmer) собраны обложки 185 изданий этой книги, выпущенной в тридцати пяти странах мира за 56 лет. И я думаю, что это далеко не все существующие публикации. Архитектор Джон Бертрам (John Bertram), известный как большой ценитель русской истории и литературы, задался целью провести международный конкурс среди иллюстраторов и дизайнеров на лучшее оформление набоковского шедевра. В своем блоге Бертран разместил условия конкурса «Lolita Cover Contest», на который откликнулись более сотни участников из тридцати четырех стран. К октябрю 2009 года было представлено 155 оригинальных вариантов обложек, а из них были выбраны три наиболее удачные. Первое место завоевала работа Любы Халевой из Болгарии, отличающаяся особой лиричностью образа (силуэт Гумберта с ажурными крылышками). С точки зрения Джона Бертрана, эта метафора обращается, в первую очередь, к поэтичной стороне устремлений и фантазий главного героя, еще не отягощенных темной стороной запретной любви к юной девочке. Сама художница так прокомментировала свою концепцию: «Лолита Владимира Набокова – шедевр человеческой слабости и вдохновения. В моей композиции я попыталась передать двойственность Гумберта через образ совершенства. Действительность и идеализация его навязчивой идеи образуют пару крыльев, которые поднимают его воображение к заоблачным высотам и приводят к ужасному падению. Желание, интеллект, сексуальность и невинность смешиваются в единый опьяняющий коктейль. Любовь, даже в его неортодоксальных формах, обладает силой, чтобы поднять и просветить нас». На мой взгляд, минусом этого варианта служит гарнитура шрифта в стиле арт-деко, мало сочетающаяся с духом и временем произведения.
Хороша лаконичная обложка Александра Бака из Польши, в которой использовался емкий и сильный образ: розовая резинка для волос на черном фоне. Вариант нашего соотечественника Егора Краснопевцева получил третий приз. Здесь присутствует, как минимум, тройной смысловой контекст: символический леденец на палочке (немного банально, конечно!), – преподнесен в наивной изобразительной манере, что более точно соответствует пониманию характера Лолиты; одновременно, в леденце заложен и образ гипнотического вихря, увлекшего и поглотившего Гумберта. И, наконец, третий пласт этого графического символа: цензорский круг, прикрывающий промежность. Мне лично, больше других понравился вариант Сюзен Анг (Suzene Ang) из Сингапура, решенный хоть и прямолинейно, но художественно безупречно. Его я размещаю под катом. Все остальные работы участников конкурса «Lolita Cover Contest» представлены здесь. Конечно, как это часто бывает, итоги подобного рода соревнований всегда субъективны: очень сложно выбрать лучшую обложку из такого количества действительно хороших и интересных вариантов. В результате, Джон Бертрам спонсировал издание книги «Lolita – The Story of a Cover Girl: Vladimir Nabokov’s Novel in Art and Design», которая посвящена разнообразным художественным вариантам оформления романа Владимира Набокова «Лолита», и будет доступна с августа 2013 года в интернет-магазинах. Например – здесь.