Майлз

Трудно найти в музыкальной культуре XX века исполнителя, более склонного к новаторским экспериментам, чем американский трубач, композитор и бэнд-лидер – Майлз Дэвис (Miles Dewey Davis III). Он стоял у истоков стольких течений и стилей современной музыки, что в какой раздел джаза или рока не сунься — везде можно почувствовать его подспудное присутствие. Судите сами: именно Майлз Дэвис разработал модальный джаз (modal jazz), затем стиль cool, – направления, которые фактически сформировали весь богатый спектр модерн-джаза 60-70-х годов. Коммерческий успех молодых рок-исполнителей подтолкнул Дэвиса сначала к созданию стиля фьюжн (fusion), а потом и к истокам того, что критики назовут джаз-роком. А, к примеру, альбом «In a Silent Way», записанный Дэвисом в 1969 году, повлиял на развитие стиля эмбиент (ambient). После травмы ноги, полученной в результате автомобильной аварии, Дэвис на несколько лет покинул шоу-бизнес, но затем сменил трубу на синтезатор, и выступал с концертами все восьмидесятые годы, исследуя глубины джаз-авангарда и электронной музыки. Даже его последний прижизненный альбом «Doo-bop», (который я, кстати, очень люблю) представляет собой, по сути, техно-электронную музыку с участием рэпперов в качестве бэк-вокалистов. Был ли Майлз Дэвис гениальным трубачом? Навряд ли. Его манера игры очень скупа, фрагментарна, скажу даже — неуверенна. Дэвису далеко до признанных мастеров этого инструмента — блистательного Диззи Гиллеспи, романтичного Чета Бейкера, Ли Моргана или Луи Армстронга. Дэвис не был и выдающимся композитором, его пьесы привлекают, скорее, импровизациями тех талантливых музыкантов, что играли с ним в разные годы: Джона Колтрейна, Джулиана «Кэннонбола» Эддерли, Джо Завинула, Джона Маклафлина, Джона Скофилда, Маркуса Миллера и др. Достоинства Майлза Дэвиса в другом: он обладал стопроцентной амбициозностью, чутьем на все новое, передовое, интересное, что носилось в воздухе. Дэвис приглашал в свои составы всех более-менее ярких и самобытных исполнителей, которые и «делали» по сути его музыку. Отсюда и вполне справедливое сравнение Дэвиса с Пикассо: они оба были неунывающими экспериментаторами, генерирующими новые художественные идеи, которые подхватывали и развивали уже их коллеги и последователи.

Ниже я поместил видео-отрывок композиции Майлза Дэвиса «Bitches Brew», записанный во время концерта в Копенгагене в 1969 году. В заметке использован шаржированный образ музыканта, выполненный художником Хорхе Аревало (Jorge Arevalo).

This entry was posted in Весь этот джаз and tagged , , , , , , , , , . Bookmark the permalink.