Известно, что большинство авторов к плагиату собственных произведений относятся резко негативно. Кому понравится, когда воруют твои идеи, композиции и наработки? Но некоторые художники смотрят на эту проблему философски, особенно те из них, кто действительно понимает, что мастерство и талант скопировать невозможно, а поверхностные копии всегда уступают оригиналу. По этому поводу хочу привести короткий рассказ потомственного грузинского живописца Джованни Вепхвадзе. Рассказ я привожу по тексту, опубликованному в февральском выпуске журнала «Клаузура» за этот год, хотя, признаюсь, уже читал эту историю несколько лет назад на форуме сайта artlib.ru, в замечательных размышлениях и комментариях Джованни Вепхвадзе, известных под рубрикой «Джованни рассказывает». Нынче я с удовольствием узнал, что свои воспоминания автор подготовил к публикации в виде отдельной книги. Уверен, что со временем, эти полные юмора и жизнелюбия мемуарные эссе художника, найдут своих благодарных читателей. Итак, слово уважаемому Джованни:
« -Джованни, я только что проходила мимо вернисажа у «канатки» и увидела один «Старый Тбилиси», точь-в-точь как у тебя, – говорит мне возмущенно моя жена Марина, ожидая от меня такой же реакции.
-Ну и что, – говорю я, – там много работ, списанных с фотографий моих работ.
-Пойди и скажи им, почему они это делают?
-Не буду же я каждому, кто рисует с моих работ, запрещать пользоваться моими видами старого Тбилиси, – отвечаю, – а что, их работы лучше моих?
-Нет, твои намного лучше, – признает Марина, – но они пользуются тобою найденными композициями.
-Ну, пускай и пользуются. Город же не только мой, – поясняю я.
Не знаю, насколько мой ответ удовлетворил Марину, но она больше ничего не сказала и осталась при своем мнении. А через несколько дней один из моих друзей-художников мне говорит:
-Джованни, столькие работают под твой «Старый Тбилиси»! Некоторые просто делают копии с твоих работ и продают под своим именем. Как ты им это позволяешь?
-Это что такое? – отвечаю я, – Недавно мой сын на одном из вернисажей увидел как продавали большую, цветную фотографию в рамке, сделанную с копии моей работы. Он даже заснял ее и принес мне. Что делать? В суд подавать на этих плагиаторов, или патент брать на каждую мою работу? Я же их пишу десятками!
Мой друг пожал плечами, как бы говоря: «Твое дело, на твоем месте я бы поступил иначе». Он не знал, что некоторым таким плагиаторам я сам давал фотографии с моих работ, зная, для какой цели они им понадобились. Не давать не имело смысла. Они сами могли бы их скачать с художественных сайтов. Меня успокаивало лишь то, что я был уверен, что копии с моих работ не будут лучше оригиналов. Все объясняется просто. Видя, что в Тбилиси интересных видов Старого Тбилиси становится все меньше, я уже вынужден придумывать новые виды старого города. Но каждый раз, когда я так поступаю, у меня в душе появляется какое-то чувство вины или угрызения совести. Мне кажется, что я обманываю свой город, зрителей и самого себя. Но тут же я нахожу для себя оправдание. Что мне делать, если те, от кого зависит внешний вид моего города, без конца его уродуют, разрушая старые здания и строя на их месте бездарные постройки? Вот мне и приходится придумывать и создавать новые виды старого города. А видя, как тиражируются художниками-плагиаторами мною придуманные виды, я успокаиваю себя тем, что зритель, благодаря тем работам привыкает к этим новоиспеченным видам и они для него становятся привычными и обретают некоторую достоверность и «законность» и как бы получают свою «легализацию». И ничего, что меня копируют. «Нет худа без добра».