Главному хулигану и провокатору Голливуда стукнул полтинник. Тарантино мне всегда нравился тремя особенностями. Во-первых, хотя его фильмы зачастую балансирует на грани дурновкусия, Квентин всегда соблюдает четкое чувство меры. Это не каждому дано. Некоторые режиссеры пытаются подражать тарантиновскому стилю (если допустить, что такой существует), но почти никому не удается соблюсти правильный баланс. Редкое исключение — ранний Гай Ричи с его шедевром «Карты, деньги, два ствола». А в основном выходит редкостный отстой, вроде балабановских «Жмурок», – но а что еще может получиться, если только слепо подражать, не имея ни таланта, ни иронии, ни чувства стиля, каким обладает Тарантино? Вторая особенность творчества этого гениального самоучки видна немногим (точнее все видят, но не все догадываются откуда что взялось и зачем). Я имею в виду насыщение его картин огромным количеством цитат и реминисценций к другим кинолентам. Здесь, конечно, сказывается эрудированность Квентина Тарантино, впитавшего, как губка, сотни фильмов – от дешевых боевиков и вестернов класса Б, до шедевров мирового кинематографа. О кино Квентин Тарантино привык рассуждать парадоксально: «Большие идеи портят кино. В кино самое главное— сделать хорошее кино. И если в процессе работы тебе в голову придет идея, это отлично. Но это не должна быть Большая Идея, это должна быть маленькая идея, из которой каждый вынесет что-то свое. Я имею в виду, что если ты снимаешь кино о том, что война — это плохо, то зачем тогда вообще делать кино? Если это все, что ты хочешь сказать,— скажи это. Всего два слова: война — это плохо. То есть всего три слова. Хотя два слова будет еще лучше: война — плохо». (Про Большую Идею – это хорошо бы Никите Михалкову уяснить).
А третий фактор – у нас с Тарантино общий: ему, так же как и мне по фигу спорт. Я спорт не люблю, не смотрю, и совершенно им не интересуюсь. Это касается даже Олимпиад, мировых чемпионатов по футболу, конкурсов фигурного катания и гран-при разных там Малайзий. Мнение Тарантино: «…я не хожу на спортивные соревнования. Для меня даже по телевизору спорт смотреть — пытка. Я могу сходить на «Доджеров» (бейсбольная команда Los Angeles Dodgers), потому что там игра не так важна, как пиво и люди вокруг. Чего я не могу понять, так это того, что средний американец не может три часа отсидеть в кино, но может четыре часа смотреть идиотский, скучный футбольный матч. У меня есть куча теорий, и одна из них состоит в том, что никто на самом деле не любит спорт. Мужчины просто считают, что они должны его любить и притворяются».
И напоследок высказывание Квентина о себе любимом: «Я немного горжусь тем, что достиг всего, чего достиг, не получив даже среднего образования. Это делает меня умным. Производит впечатление на людей. Я не большой любитель американской системы государственного образования. Я так ненавидел школу, что сбежал в девятом классе. Единственное, о чем я жалею — хотя и не то, чтоб очень сильно, — это то, что я думал, этот ужас будет длиться вечно. Я не понимал, что в колледже будет по-другому. Сейчас, если бы я все делал заново, я бы закончил школу и пошел в колледж. Уверен, что справился бы»…
P.S. А последний фильм («Джанго освобожденный») у него классный. Знаете какой главный творческий секрет Тарантино? Он никогда не делает того, чего от него ждут. Он все делает вопреки правилам. И делает со вкусом.