Писать об эпохальном альбоме Pink Floyd «Dark Side Of The Moon» занятие неблагодарное. Об этой пластинке напечатаны тысячи музыковедческих статей и книг. Меломаны знают эту запись наизусть — от первого, еле слышного, биения сердца в начале трека «Speak To Me», до невнятного бормотания уборщика студии Abby Road Джерри Дрискола в конце пластинки: «На самом деле, у луны нет темной стороны. В сущности, она вся темная». Поэтому хочу остановится только на фактах, касающихся графического оформления альбома «Dark Side Of The Moon», разработанного бессменным дизайнером почти всех флойдовских релизов Стормом Торгерсоном (Storm Thorgerson). Британский фотограф, дизайнер и кинематографист Сторм Торгерсон родился в 1944 году в городке Поттерс-Бар графства Мидлсекс. С 1963 по 1966 годы обучался в Лестерском университете (Leicester University) на факультете английского языка и философии. С 1966 по 1969 годы учился в Королевском колледже искусств (Royal College of Art) в Лондоне, на факультете кинематографии и телевидения. В юношеские годы подружился с Сидом Барретом и Роджером Уотерсом, будущими основателями группы Pink Floyd. В 1968 году Сторм основал дизайн-студию Hipgnosis. Он является автором большинства обложек альбомов Pink Floyd. Кроме того, дизайнер создавал оформление конвертов и постеров для Led Zeppelin, Cranberries, Offspring, Helloween, Rainbow, Алана Парсонса, Питера Гэбриэла и многих других.
Согласно статье журналиста Криса Вильмана (Chris Willman), опубликованной на ресурсе www.music.yahoo.com к сорокалетию «Темной стороны луны», музыкантам группы понадобилось всего три минуты на выбор дизайна конверта. Торгерсон принес в студию Abbey Road, где группа все еще работала над альбомом, семь вариантов оформления пластинки. «Они пришли, окинули взглядом мои работы, переглянулись, покивали друг другу головами и сказали, указывая на призму: Это! На все про все было потрачено три минуты», — вспоминает Торгерсон в своих заметках к delux-изданию 2011 года. В интервью, датированном 2003 годом, дизайнер уточнял: «И никакие уловки не могли убедить их посмотреть другие варианты, их не заинтересовали и рассуждения о том, как именно может выглядеть призма. Это все, — сказали они дружно, — а теперь мы пойдем работать. И они ушли обратно, наверх, в студию». Первоначально, один из отвергнутых вариантов дизайна обложки изображал супергероя из популярных тогда комиксов. Вообразите только, насколько иным могло бы быть наше восприятие альбома, если бы «флойды» заинтересовались другой идеей Сторма, где на обложке был нарисован Серебряный Сёрфер! В целом, группе никогда не нравились их фото в буклете. «Когда Сторм показал нам варианты обложек, мы ни секунды не сомневались, — рассказывал гитарист Дэвид Гилмор журналу Rolling Stone в 2003 году. — Это было то самое. Великолепная обложка. Наверное, после того, как первое впечатление проходит, можно подумать и о том, что вообще-то идея очень коммерческая: она простая и строгая и будет отлично смотреться в витринах магазинов. А вот мутная фотография четверых парней, весело проводящих время на природе, прошла мимо нас». Рик Райт (клавишник Pink Floyd) настаивал на том, чтобы на конверте не было никакой фотографии, даже концептуальной. Студия Hipnosis прославилась постановочными фото, такими как обложка альбома «Wish You Were Here», который увидит свет двумя годами позже. Но на этот раз, по словам Сторма, Райт сказал: «Сторм, пусть это будет крутая графика, а не эти твои унылые картинки». Я возмутился. «Рик, — сказал я, — я делаю фото, а не крутую графику». На что Рик ответил: «А почему бы тебе не воспринять это как вызов?». В какой-то степени призма была навеяна выдающимися световыми шоу Pink Floyd. «Стеклянная призма, раскладывающая свет в спектр, — отсылка к световым эффектам, неизменной части «флойдовского» шоу, — рассказывал Сторм в интервью, приуроченном к тридцатилетию альбома. — Ее очертания треугольны, а треугольник символизирует амбиции и навевает ассоциации с пирамидами — космическими и невероятными в равной степени, и весь этот ворох идей, так или иначе, связан с текстами песен. Соединение спектра обратно в единый луч с переходом на заднюю сторону конверта выглядело плавно, как перетекающие из одного в другой треки на альбоме, в то время как открывающее альбом мерное сердцебиение дублировано таким же биением одного из цветов полосы-спектра внутри конверта». Для этого проекта дизайнер специально слетал в Египет, чтобы сделать ночную фотографию пирамид для вложенного постера. Пирамиды треугольны, как и призма на передней обложке, так что в этом и была идея. Но Сторм также связывал пирамиды с поднимавшейся в альбоме темой безумия, как «фантастические сооружения, призванные возвысить фараонов и помочь в транспортировке земных предметов в мир иной — ну разве это не безумие?».
Специально к сорокалетнему юбилею «Dark Side Of The Moon», который отмечается сегодня, Сторм Торгерсон подготовил серию новых вариантов оформления альбома. Ниже представлены лишь некоторые из них. Обратите внимание, что знаменитая «флойдовская» призма обыгрывается не только в различных материалах (стекло, пуговицы, бисер), но также – в стилистике знаменитых живописцев и графиков прошлого века (Х. Миро, С. Дали и др.). Полностью этот цикл можно увидеть здесь, в сопровождении музыки с этого бессмертного альбома.
Pingback: Не стало Сторма Торгерсона |