Девяносто лет назад, 6 марта 1923 года, в Индианаполисе родился выдающийся джазовый гитарист Вэс Монтгомери (Wes Montgomery). Настоящее имя этого музыканта — Джон Лесли Монтгомери, а прозвище Wes, под которым он станет известен в джазовом мире, он получил позднее. Мальчик воспитывался в музыкальной среде — оба его старших брата играли в джазовых коллективах Коламбуса (штат Огайо), куда после развода родителей переехала семья Монтгомери. Вэс с детства осваивал игру на гитаре, но вскоре забросил это занятие, и как выяснилось, не притрагивался к инструменту почти до двадцатилетнего возраста. Но был один человек, который своим творчеством повлиял на решение молодого Вэса Монтгомери взяться за гитару всерьез. Речь идет об известном в 30-40-е годы исполнителе на электрогитаре Чарли Крисчене (Charles Henry «Charlie» Christian), чью октавную технику и манеру игры Вэс взял за основу и значительно расширил впоследствии в собственном творчестве.
В 1940 году Монтгомери вернулся в родной Индианаполис и устроился работать сварщиком. Через три года он женился и неожиданно для себя и своей семьи… купил гитару и усилитель. В течении пяти лет он каждый вечер играл в местных музыкальных клубах, а днем зарабатывал на хлеб на строительных площадках. В 1948 году, приобретя хорошую исполнительскую репутацию, Вэс присоединился к оркестру Лайонела Хэмптона (Lionel Leo Hampton), с которым объездил все Соединенные Штаты. Несмотря на открывшиеся перспективы музыкального роста, в 1950 году, устав от бесконечных гастролей, гитарист возвращается домой. Анализируя тот опыт, который он приобрел в оркестре, Вэс Монтгомери и разработал свой фирменный стиль игры, основанный не только на игре одноголосных соло, но и на использовании октавных интервалов и аккордов для украшения мелодии. В 1959 году, благодаря протекции известного альт-саксофониста Джулиана «Кэнненбола» Эддерли (Julian «Cannonball» Adderley), восхищенного техникой игры молодого гитариста, Вэс заключает свой первый контракт со звукозаписывающей компанией Riverside. На этой студии, 35-летний музыкант приступает к записи своей первой сольной пластинки «The Wes Montgomery Trio». А выпущенный в следующем году альбом «Jazz Guitar of Wes Montgomery» сделал его настоящей знаменитостью в джазовом мире. На протяжении последующих лет, Монтгомери сотрудничал со многими легендарными исполнителями, такими как — Джон Колтрейн, «Кэнненбол» Эддерли, Милт Джексон; записывал и сольные проекты. Среди моих любимых пластинок Вэса Монтгомери — «Bags Meets Wes!» (1961) - c вибрафонистом Милтом Джексоном, «Full House» (1962), и «Smokin’ At The Half Note» (1965). В 1964 году, в связи с банкротством компании Riverside, Монтгомери переходит под лейбл Verve Records. Незадолго до этого в семье музыканта родился седьмой ребенок, и чтобы обеспечить им достойное существование, Монтгомери обратился к более коммерческой музыке, играя и композиции в стиле ритм-энд блюз и поп-мелодии в джазовой обработке. Именно эти «облегченные» записи 1967-1968 годов, имевшие прекрасную ротацию на радиостанциях, стали наиболее успешными в его дискографии, хотя и вызвали критику коллег, обвиняющих его в отходе от чистого джаза. К сожалению, постоянная работа и гастрольная деятельность негативно сказались на здоровье музыканта, а запущенные проблемы с сердцем привели к инфаркту в возрасте сорока шести лет. Вэс Монтгомери скончался в Индианаполисе 15 июня 1968 года.
Ниже я разместил видеоролик одного из выступлений Вэса Монтгомери в 1965 году. Квартет музыкантов исполняет известную композицию Телониуса Монка «’Round Midnight». Обратите внимание на манеру звукоизвлечения гитариста — Вэс Монтгомери никогда не пользовался медиатором и не играл переборами струн — все звуки он извлекал подушечкой большого пальца правой руки. Сопровождающие музыканты: Харольд Маберн — фортепиано, Артур Харпер – контрабас, Джимми Ловелэйс — ударные.