Мне нравится монохромная эстетика. Графические листы, фотографии, скульптурные рельефы, выполненные в черно-белой манере, или в оттенках серого – смотрятся очень стильно. Особенно в современных hi-tech интерьерах и выставочно-торговых центрах, которые сами, зачастую, исповедуют склонность к аскетичному, белому окрасу стен, жемчужно-серым панелям и холодному свету люминесцентных ламп, подчеркивающих холодную красоту этих пространств. Художница, которую я хочу представить на этот раз, занимается именно монохромной графикой. Зовут ее Александра Рузен (Alexandra Roozen). Она с отличием закончила Академию изящных искусств в нидерландском городе Бреда, и постоянно живет и работает в Роттердаме. Произведения Александры могут показаться на первый взгляд несколько монотонными, и даже произвести впечатление автоматического письма, что не совсем верно. Издалека они напоминают рябь на воде, вибрации теплого воздуха, струящийся поток. Но вблизи впечатление полностью меняется. Если приглядеться повнимательнее, то становится видно, что горизонтальные линии изображения состоят из мельчайших штрихов, кластеров, напоминающих символический код, или некий геометрический алфавит. Многие композиции художницы выполнены на огромных листах бумаги графитовым карандашом, что требует кропотливого труда и большой концентрации внимания. Но это не какой-то обезличенный механический труд, поэтому в мельчайших элементах графического кода прослеживаются и погрешности ручного рисунка, придающие структуре каждого листа уникальность. Помимо карандашных рисунков, Александра Рузен работает и в технике офорта. С помощью офортного пресса можно добиваться различных вариантов отпечатка с одного и того же оригинала. Здесь каждый оттиск имеет свою неповторимую красоту, зависящую от влажности бумаги, ее качества, насыщенности краски. А наиболее впечатляющими работами художницы, на мой взгляд, являются ее рельефные панно из силикона и резины. В этих абстрактных объектах, Александра Рузен продолжает развивать эксперименты с композиционной ритмикой и оптическим движением небольших геометрических элементов, оперируя, вдобавок, еще и свето-теневыми особенностями каждой из работ. Есть какая-то напряженность и одновременно, почти бессобытийность таких произведений. Мы не замечаем, как делятся живые клетки, не можем увидеть сложной молекулярной структуры металлического сплава. Все эти вещи кажутся нам простыми и сложными одновременно. В творчестве Александры Рузен, естественным образом, сочетаются увлеченность исследователя и медитирующий взгляд созерцателя. На художественных выставках, в которых активно участвует художница, ее монохромные работы часто воспринимаются как большие экраны, на которые выводится цифровой шум (так называемый – noise). Но, может быть, стоит приглядеться – какая гармония скрывается в его, невзрачном с виду, потоке.
Источник: www.alexandraroozen.com