Существует поговорка, пришедшая, по-видимому, из сферы обслуживания, и с которой я категорически не согласен. Звучит она так: «клиент всегда прав». Все мы, много раз на дню, бываем клиентами, заказчиками, потребителями услуг и т. п. Но при этом, я не считаю правильным учить профессионала, как ему делать свое дело. Если он, конечно – профессионал. И есть еще одна пословица: «кто платит, тот и заказывает музыку». Тоже достаточно спорный тезис, но все-таки имеющий под собой кое-какие обоснования. Любопытные мысли на эту тему высказал Леонид Бершидский в своей статье для журнала «Сноб»: «Профессионал — не раб; он делает то, что считает правильным, а не то, что ему приказывают. Что касается денег — он не берет их у собственника в долг: собственник платит эти деньги за свое личное неумение или нежелание что-то делать руками. И если у профессионала хорошо получается его работа, собственник зарабатывает на порядки больше наемника. А если не получается? Такой риск собственник, по идее, должен иметь в виду, когда договаривается с профессионалом о деньгах.
Важное свойство профессионала заключается в том, что, как бы он ни любил деньги, он откажется от них, если его будут считать рабом. И если от него будут хотеть вещей, несовместимых с его пониманием ремесла. Если бы не это свойство, его и не стоило бы нанимать.»