На днях посетил экспозицию Корбюзье в Музее изобразительных искусств им. Пушкина на Волхонке, приуроченную к 125-летию со дня рождения всемирно-известного архитектора. Не могу назвать себя знатоком – и тем более – любителем его архитектуры, но на выставку пошел с интересом, вызванным, прежде всего, многогранностью представленного на ней творческого наследия знаменитого француза. Начну со сложившегося в моем сознании стереотипа. Я всегда считал, что Корбюзье — это даже не человек, а скорее уничижительное наименование всего безликого, рационального и монотонного в современной архитектуре ХХ столетия. То есть – что-то вроде архетипа функционального зодчества, выкованного пуристами в отчаянной борьбе за чистоту формы. Так что, некоторая предвзятость к маэстро Ле Корбюзье к меня была с самого начала. Поэтому, отправляясь дождливым хмурым утром на встречу с прекрасным, я был готов к чему угодно. Даже к разочарованию. Итак, пройдя тщательный досмотр на музейном металлодетекторе, я был допущен до самой экспозиции.
Экспонаты этой масштабной выставки представлены парижским Фондом Ле Корбюзье, и занимают несколько тематических залов, что позволяет изучить личность самого художника с разных, иногда неожиданных, сторон его деятельности. Расскажу немного о самом Ле Корбюзье. Его настоящее имя – Шарль Эдуар Жаннере (Jeanneret). Родился будущий архитектор в швейцарском городке Ла-Шо-де-Фон, 6 октября 1887 года. Ла-Шо-де-Фон был не простым городом, а по сути – столицей мировой часовой индустрии того времени. Отец Шарля был владельцем небольшой мастерской по производству эмалей для циферблатов, мать занималась музыкой. Ребенок развивался в среде инженеров и художников, и это наложило отпечаток на выбор его будущей профессии. В подростковом возрасте он учился в местной школе декоративно-прикладного искусства на гравера часовых корпусов, а также получал уроки рисования, декорирования интерьеров, дизайна и зодчества. Первые опыты Шарля Жаннере в качестве ассистента архитектора были осуществлены в его родном городе. Со временем, здесь же он построит по собственным проектам виллы для местных промышленников, что даст ему свободу и материальную независимость. Надо сказать, что всю свою жизнь архитектор был одержим страстью к путешествиям. Он исколесил за время учебы всю Европу. Получил уроки мастерства у крупнейших зодчих того времени: Й. Хофмана в Вене (1907), О. Перре в Париже (1908-10), П. Беренса в Берлине (1910-11). В 1911 году Жаннере путешествовал по Италии, Греции, Турции, испытав большое влияние античной и мусульманской архитектуры. И уже будучи маститым архитектором, он продолжал перемещаться по миру всеми доступными способами: на дирижабле, пароходе, аэроплане, или в автомобиле. Впечатления из всех своих поездок он преобразовывал в чертежи и наброски будущих зданий. С 1917 года Шарль Жаннере обосновался в Париже, где вместе с двоюродным братом Пьером Жаннере основал архитектурное бюро. В это же время он занялся разработкой теоретических принципов современного зодчества и градостроительства. Разработав теорию пуризма, рационалистически-функциональной чистоты форм, он изложил свои концепции в журнале «Эспри нуво» (1920-25), в книгах «К архитектуре» (1923), «Градостроительство» (1925) и других. К моменту этих публикаций в парижской прессе, за Шарлем Жаннере и закрепился творческий псевдоним Ле Корбюзье (Le Corbusier), под которым его и узнал впоследствии весь мир.
Мне, как художнику, было особенно интересно посмотреть его ранние живописные работы, еще подписанные именем Jeanneret. Из раннего творчества на выставке представлены: один небольшой натюрморт маслом, написанный в довольно традиционной реалистической манере, и два-три крупных холста, выполненных в декоративном ключе, несколько напоминающем метафизическую живопись Де Кирико. Живописью Корбюзье занимался всю свою жизнь, и довольно активно. Всего в экспозиции около трех десятков холстов большого формата, представляющие все периоды творчества архитектора. На мой взгляд – эти работы нельзя назвать оригинальными. До такой степени чувствуется в них влияние Пабло Пикассо, что если бы не автограф Корбюзье на полотне, можно было бы засомневаться в авторстве той или иной картины. Но если на этом не зацикливаться, становится понятно и значение термина «творческое влияние», и то, как широко в искусстве современников отразилось демоническое присутствие славного испанца. Это чувствуется даже в выборе образов и тем для полотен Корбюзье: женские фигуры, быки и тотемы. Как это все знакомо, не правда ли? Но чтобы быть справедливым, хочу добавить, что мне понравились многие полотна Корбюзье — они достаточно изящны и декоративны. В них, конечно, нет той брутальности и экспрессии, присущих творениям Пикассо. Скорее, я заметил в них подчеркнутое внимание к линии и продуманность цветовых соотношений. С психологической же точки зрения — в живописи Корбюзье прослеживается рука педанта и эстета.
Присутствуют на выставке и скульптуры. Это – очень интересные абстрактные пластические объекты, довольно мастерски вырезанные из дерева, частично полихромные, состоящие, как правило, из нескольких блоков, соединенных металлическими деталями. При ближайшем рассмотрении появилось сомнение в авторстве этих произведений— уж очень они грамотно выполнены. Не возникло ощущения, что субтильный, да и пожилой к тому времени, Ле Корбюзье, был способен совладать с такой тяжелой, в физическом смысле, работой. Оказалось, что действительно — эти замечательные объемные скульптуры изготовил профессиональный ваятель и резчик из Швейцарии Жозеф Савина, по рисункам и чертежам маэстро. Причем, зачастую это происходило по переписке — оба художника находились на значительном расстоянии друг от друга.
И конечно, основное место в экспозиции заняли архитектурные и интерьерные проекты Ле Корбюзье. В них четко воплотились, сформулированные архитектором, «пять отправных точек архитектуры нового времени» (здание на столбах-опорах, плоская крыша-сад, свободная внутренняя планировка, ленточное окно, фасадная стена, освобожденная от несущих функций). Став сенсациями авангардной моды, «дома-манифесты» остро, подчас на грани иронии, выразили динамику новых ритмов жизни, их резкий контраст с привычной традицией, заложив в то же время основы важнейших строительно-технологических новшеств (в области остекления, каркаса, облицовки, инженерных коммуникаций — все это тщательно разрабатывалось самим Корбюзье). Маэстро предложил собственные проекты перепланировки городов с высокой плотностью населения. Так появились чертежи и макеты мегаполисов будущего, с их башнеобразными зданиями, большими садово-парковыми пространствами, с четким разделением транспортных, жилых и промышленных зон. Из этих идей архитектора возникли проекты утопического «лучезарного города», планы тотальной перестройки центров Парижа, Антверпена, Буэнос-Айреса, и даже Москвы, так и оставшиеся не реализованными. С Советской Россией Корбюзье связывали особые отношения. Он видел в новом социалистическом государстве «рабочих и крестьян» грандиозные возможности для осуществления своих градостроительных идей. И хотя самолично Корбюзье провел в Москве всего несколько недель в 1928-29 и 1940 годах, выступая с лекциями и встречаясь с творческой интеллигенцией, — он связывал с этим городом большие надежды. В столице в 1928-1935 годах, по проекту Корбюзье был выстроен Дом Центросоюза (сейчас это – Центральное статистическое управление). Для российского зрителя также интересно будет посмотреть чертежи и макеты неосуществленных, к счастью, в Москве, архитектурных замыслов Корбюзье. Во-первых, это предложенный в 1932 году, на конкурсной основе, проект Дворца Советов, который вызвал яростную полемику в архитектурных кругах и был отклонен. Лазарь Каганович назвал его на обсуждении в правительстве «ангаром для свиней», а находившийся тогда в Москве, бывший директор Баухауза, Ханнес Майер – «оргией из стекла и бетона». На мой взгляд, проект этого Дворца Советов больше напоминает футуристический концертно-выставочный комплекс. Во-вторых, Ле Корбюзье предложил полностью снести весь исторический центр столицы и застроить его симметричными громадами башен и перпендикулярно-строгих проспектов. Чертеж этого безумия тоже можно увидеть на выставке. Сотрудничество Ле Корбюзье с советскими властями постепенно прекратилось, вступив в противоречие с принципами нового социалистического строительства, основанных на идеологии соцреализма. Ложноклассический ампир сталинских высоток победил. Но это, я думаю, к лучшему…
После Второй мировой войны авторитет Корбюзье в мире, как теоретика и законодателя современных архитектурных концепций был незыблем. Он активно разъезжает по всему миру, строит музейные центры, особняки, планирует жилые кварталы. В 1959 году он даже спроектировал доминиканский монастырь Ла-Турет близ Лиона, в свойственной себе манере функциональной простоты. Не знаю, как отнеслись монахи к данной постройке, но на мой взгляд — это здание и снаружи и внутри очень напоминает ночной клуб, судя по фотографиям. Маэстро скончался 27 августа 1965 года, в местечке Рокбрюн-Кап-Мартен, во французской провинции Прованс.
Несколько залов на выставке представляют зрителю все многообразие архитектурных работ Ле Корбюзье, начиная от карандашных набросков и тщательно вычерченных на кальке аксонометрических проекций, до подробных макетов из пластика. Среди экспонатов присутствуют огромные гобелены из шерсти, выполненные по графическим рисункам Корбюзье, – смотрятся они очень впечатляюще. Есть в этих работах что-то напоминающее творческую манеру Хоана Миро и Фернана Леже. Еще один большой раздел выставки отведен фотографии: здесь можно увидеть увеличенные снимки зданий построенных Корбюзье, и портреты самого маэстро в неизменных круглых роговых очках и с фирменной бабочкой, запечатленного за работой. Коллекция выставленных на стендах книг и журналов, связанных с издательской деятельностью Корбюзье, особенно не впечатлила. Больше понравились образцы дизайнерской мебели, изготовленные по проектам архитектора. Надо отметить, что будучи человеком многосторонне одаренным, Корбюзье уделял внимание абсолютно всем аспектам планируемых им архитектурных сооружений, от места расположения строительных объектов, до освещения и дизайна внутренних пространств. Напоследок, хочу отметить, что выставка оказалась на редкость интересной и познавательной, и помогла по новому взглянуть на творческую кухню этого загадочного и во-многом спорного архитектора. Конечно, невозможно понять путь интеллектуального развития мастера, только пробежав взглядом эту экспозицию. Многие мысли, положенные в основу теоретических выводов и проектов Корбюзье, требуют особого изучения и более глубоких знаний. В музее можно приобрести подробный 465-страничный иллюстрированный каталог, статьи из которого помогут глубже разобраться в архитектурном наследии Ле Корбюзье и понять его истинное значение в современном искусстве.