«Когда общество не имеет идеалов — театр ему не нужен.» Армен Джигарханян
Прочитал в журнале Esquire это высказывание знаменитого актера, и подумал: как это близко соприкасается с моими думами о сегодняшнем театре. Только Джигарханян выразил эту мысль точнее, лучше и лаконичнее, чем сумел бы я. Мудрый человек. А вот еще небольшая выдержка из другого интервью Армена Джигарханяна: «Сейчас репетируем «Ромео и Джульетту». Я даже не знал, что это настолько гениальная пьеса. Туда ничего лишнего не просунешь. Давно ее не читал, а когда решил поставить, то был поражен: в ней все про меня! Я всех узнал! Я маму свою узнал, ощущение детства проснулось во мне. Я вспомнил дерево шелковицы, забравшись на которое, иногда спал. И все это возвращается ко мне. Я был поражен этим произведением не потому, что Шекспир описал состояние юности. И не потому, что там есть какие-то правильные слова. А потому, что он подчеркнул самое важное – жизнь человеческого духа. Я выбираю Шекспира, потому что знаю, что в нем не ошибусь. В свое время Черчилль сказал: в жизни надо прочитать четыре-пять книг – и все будет понятно. Но чтобы найти эти четыре-пять книг, надо перелопатить миллионы.
Почему многие попытки перенести действия классических пьес в современность проваливаются? Я не понимаю, что имеется в виду, когда говорят «перенести в современную жизнь», но если речь идет о современной обстановке – пистолеты, автомобили, – то это неправильно, потому что большая поэзия – это тогда, когда нужные слова находятся в нужном месте. Вот Шекспир поместил нужные слова в нужное место. К примеру, на «Ромео и Джульетту» пришла к нам художница, которая предложила использовать подъемный кран. На этом кране Ромео поднимается к Джульетте – на кране они сидят и беседуют. Но это же неправда. Неправда, потому что неясно, что мы хотим этим краном показать. Речь не об этом, а о человеческих чувствах, человеческой жизни, о жизни все того же человеческого духа. А кран – это кран. В конце концов, тогда тоже были краны, но Ромео не поднимался же к Джульетте на них… А те, кто устраивает из искусства фарс или упрощает, – бездарные люди». Полностью здесь.