Энди Уорхол, infant terrible американского рекламного бизнеса, как-то заявил: “В будущем каждый сможет стать знаменитым на 15 минут”. Это и до него было понятно, но такое восторженное «открытие» стало особенно актуальным сейчас – в эпоху почти повсеместного распространения интернета и мобильной связи. Куда там телевидению эпохи Уорхола, до этого монстра! Анализируя последние события, связанные со скандальным открытием выставки современного искусства в Краснодаре, проводимой галеристом Маратом Гельманом, а еще ранее – с хулиганской выходкой пустоголовых девах из панк-группы Pussy Riot, задаюсь вопросом: а какое имеет отношение к творчеству - желание любой ценой засветиться в скандальных перформансах, или полуполитических музыкальных акциях, поддержанных масс-медиа? Так сложилось, что со второй половины XX века, границы традиционного искусства значительно стерлись. Роль художника стала пониматься более широко. Но, к сожалению, обратной стороной этого процесса стал безудержный, напористый дилетантизм массы людей, выдающих себя за «творцов», которые пытаются обратить внимание на собственную персону любым, самым экстравагантным способом. А самый простой путь к цели, как известно – эпатаж. Сколько пустышек получили publicity благодаря эпатажным акциям – от бездарнейшей Йоко Оно, до «человека-собаки» Олега Кулика.
В общем-то, эту ситуацию точно описал в недавнем интервью художник и скульптор Михаил Шемякин: «Много людей от изобразительного искусства в полной растерянности - слишком неожиданно обрушилась на нас эта немыслимая свобода и сломала существующий порядок вещей… У нас не бывает золотой середины, сплошные крайности… В Америке, кстати, до сих пор существует школа реалистической живописи, абстрактной живописи, школа поисков. Справедливости ради отмечу, что в области театра россияне делают интересные вещи, проходит очень много театральных фестивалей, но то, что касается изобразительного искусства, - это, конечно, довольно печальная картина». Почему-то многие персонажи (язык не поворачивается называть этих людей творцами) устраивающие своеобразные псевдохудожественные шоу, которые утратили свою новизну еще полвека назад, упорно пытаются выдавать себя за художников. А почему не за актеров? Пожалуй, это будет более справедливым, относительно их спектаклей, плясок и маразматических выпендрежей, устраиваемых в храмах, исторических местах, или на городских улицах. Если вы художники – работайте в поле искусства, не превращайте святые для многих области личной и религиозной жизни в арену своих экспериментов. Творчество не может быть бездуховным, и должно соблюдать определенный баланс между выразительностью, и внутренней красотой. Протест, сам по себе, не выполняет свою задачу, а вызывает отторжение. И все те, кого принято огульно называть обывателями, и есть то самое общество, народ, ради которого стараются скороспелые бунтари-правдолюбы. А самое главное, надо быть готовым к тому, что любые проявления своей индивидуальности вызывают в социуме ответную реакцию. Как говорят конкретные пацаны: за базар отвечать надо… Это касается и карикатур на пророка Мухаммеда, опубликованных в датской газете Jyllands-Posten в 2005 году, и безобразное шоу в Храме Христа Спасителя, и глумление над провославными (да и любыми другими) религиозными ценностями в картинах современных художников. И я не соглашусь с мнением, что такие вещи не более, чем шалость, самовыражение чувствительной натуры творческой личности, и что они не наносят урона моральному духу российского общества, которое и так находится в глубоком нравственном упадке. Хулиганство, маскирующееся под искусство, и остающееся безнаказанным, порождает в людях смятение и апатию, а также дискредитирует само понятие «современное искусство», которое и так уже почти ругательный термин.