В последнее время взял привычку ходить в кино на утренние сеансы. Это здорово экономит время, которого вечно не хватает. Еще один плюс - в малозаполненности кинотеатра в ранние часы, где никто не шуршит пакетом с чипсами над ухом, не гогочет и не протискивается мимо кресла, наступая на ноги и задевая полой шубы. К тому же - всегда можно пересесть, где поудобнее. В этот раз для просмотра выбрал “Киномакс” на Дмитровке, расположенный в торговом комплексе XL. Новый художественный фильм “Шпион” режиссера Алексея Андрианова, поставлен по книге Бориса Акунина “Шпионский роман”. Саму книгу прочитал пару лет назад и уже успел изрядно подзабыть. Точнее, в моем сознании сюжет этого произведения смешался с мотивами другого акунинского романа – “Квест”. Надо признать, что смотрел картину, почти ничего не помня из первоисточника, и это положительно сказалось на общем впечатлении. Сказалось к лучшему, потому что память ни разу предательски не обнажила в сознании детали и повороты детективной фабулы.
Итак, сюжет в общих чертах такой: действие происходит в Москве, в июне 1941 года, за несколько недель до начала войны с Германией. Дабы дезинформировать советское руководство, немцы посылают в СССР резидента экстра-класса, по кличке Вассер. Понятное дело, что никто не видел в глаза этого гениального шпиона, и даже не знает какого он пола. Советской контрразведке удается получить сведения о диверсанте, и начинается его поиск. Расследование ведут: старший майор НКВД Октябрьский с молодым помощником, лейтенантом Егором Дориным, красавцем и спортсменом… Далее – многоточие, ибо фильм стопроцентно зрелищно-детективный. И с этой точки зрения – картина получилась по-хорошему фантастическая, учитывая яркую приключенческую “попсовость” акунинской книги. Панорама предвоенной Москвы, предельно поражает своей сюрреалистичностью. И не ищите в ней полной исторической достоверности, несмотря на многие аутентичные детали и в целом верную атмосферу советской действительности. Одно здание Дворца Советов с огромной статуей Ленина (существовавшее лишь на бумаге) чего стоит! Думаю, авторам фильма удалось иронично показать некий условный коммунистический мир, в котором сплелись лучшие черты тоталитарных фантасмагорий – от “Свинарки и пастуха” до булгаковской “Маргариты”. И мне подобное решение даже понравилось! В фильме много забавных сцен, которые досужие критики сочтут ляпами и ошибками, от строящихся совсем не в свое время высотных зданий столицы, до проспектов, которых и вовсе не существовало в помине. Особенно любопытен начальный эпизод фильма, в котором адмирал Канарис общается с фюрером из своей резиденции по допотопному “скайпу”. А так же интересны моменты, якобы снятые скрытой кинокамерой. Но от этого картина не кажется развесистой клюквой, совсем наоборот! Зрелищность и самоирония только дополняют общее впечатление от этого увлекательного детектива.
Отдельно скажу об актерской игре. Львиную долю экранного времени зажигают Данила Козловский (Дорин) и Федор Бондарчук (Октябрьский). Хорошо так зажигают! И боксерский ринг, и моменты погонь c рукопашными поединками, и романтичные эпизоды, все это выглядит более чем достойно. Может быть только сцена танго майора Октябрьского с актрисой в ресторане сделана как-то уж чересчур по-голливудски, включая и сам типаж героини. Небольшие по времени, но очень яркие сцены у Алексея Горбунова (всегда мне нравился этот актер!) и Сергея Газарова в роли Лаврентия Палыча. Немного разочаровал Виктор Вержбицкий, но скорее своим почти полным отсутствием в фильме. Так, промелькнул на полминуты общего экранного времени… Женские персонажи довольно неоднозначны. Анна Чиповская, сыгравшая любимую девушку Егора Дорина, представлена в фильме достаточно эпизодично. И ее смазливая внешность совсем ни производит впечатления героини сталинского времени. Скорее это современная, яркая девушка, случайно оказавшаяся в декорациях предвоенной Москвы. Виктория Толстоганова, напротив, настолько хорошо справилась с ролью пособницы абвера, что даже удалось заметить в ее лице проблески драматической игры. Чтобы подытожить, скажу: фильм, безусловно, стоит зрительского внимания, несмотря на мелкие недочеты, связанные прежде всего с сокращениями диалогов и общей сюжетной канвы, ибо уложить 400-страничный роман в полуторачасовую кинокартину весьма непросто. Но и то, что я увидел – это замечательный результат. Просто наслаждайтесь динамичным, закрученным детективом, с хорошей компьютерной графикой, и превосходными актерами.