«Происхождение мира»

29 мая 2014 года в парижском Музее Орсе (Musée d’Orsay) произошел инцидент, который вызвал неоднозначную реакцию как у зрителей, так и у служителей храма искусств. Среди бела дня в зал № 20, в котором обычно демонстрируется картина известного французского живописца Густава Курбе «Происхождение мира», вошла молодая девушка, одетая в эффектное золотистое платье с блестками. На глазах у зрителей, девушка приблизилась к полотну и преспокойно уселась перед ним на пол, раздвинув ноги и обнажив собственную вульву. Ошеломленные посетители музея отчасти смутились, отчасти принялись аплодировать смелой выходке, охранники же, понятное дело, были шокированы и возмущены подобным актом эксгибиционизма. (Хотя, такой ли уж тут эксгибиционизм, если рассматривать инцидент в контексте с самой провокационной картиной Курбе, которая и так наделала немало шуму своим «сюжетом»?) Больше пяти минут девушка сидела перед полотном, пока не была удалена полицией. Ею оказалась художница и артистка перформанса Дебора де Робертис (Deborah de Robertis), которая отвергла жалобы администрации Музея Орсе в возмутительном поведении и нарушении правил нахождения в общественном месте. Позднее двое из музейных смотрителей даже подали жалобы на Дебору за эксгибиционизм и развратные действия. Сама же художница объяснила свой поступок следующим образом:

«Если вы игнорируете контекст, вы конечно можете толковать это представление как акт эксгибиционизма, но то что я сделала, не было опрометчивым поступком. Есть такие места в истории искусства, которые нуждаются в более пристальном взгляде, в новой точке зрения. В своей реалистической живописи художник показывает раздвинутые ноги, но влагалище при этом остается закрытым. Он не показывает отверстие, то есть «глаз». Я же показываю не столько влагалище, сколько то, чего мы не видим в его живописи — черную дыру, скрытый глаз, пропасть, которая вне плоти относится к бесконечности самого происхождения».

То есть, надо понимать, что акция Деборы де Робертис всего лишь расставила все точки над Ё, дополнила подлинный смысл полотна «Происхождение мира» и придала ему еще более широкое толкование? Однако… :-)

Небольшая справка: полотно «Происхождение мира» («l’Origine du monde») Густав Курбе написал в 1866 году, предположительно по заказу турецкого дипломата Халил-Бея, который жил в то время в Париже и желал пополнить свою коллекцию эротической живописи. Долгое время картина воспринималась как художественная провокация и более ста двадцати лет не демонстрировалась на широкой публике. На картине изображена покрытая волосами вульва полуобнаженной женщины, которая раскрыв бедра лежит на кровати. Ограничение сцены бедрами и грудью придает особую эротичность полотну, а торчащий сосок и покрасневшие половые губы заставляют предполагать, что женщина незадолго до этого вступала в половой контакт. Под катом вы можете увидеть как репродукцию этого шедевра Курбе, так и шокирующую видеозапись перформанса Деборы де Робертис. Только, пожалуйста, уберите от экранов несовершеннолетних детей!

This entry was posted in Выставки, Живопись, Перформанс and tagged , , , , , . Bookmark the permalink.