Зачем художнику блокнот?

   Хочу сказать несколько слов о таком важном для каждого творческого человека предмете, как блокнот для зарисовок. Его еще иногда называют арт-буком (от англ. Art-book). Трудно представить по-настоящему активного в творческом плане дизайнера, рисовальщика или даже — живописца, без такого альбомчика. Конечно, речь не идет, в данном случае, о художниках, работающих в жанре абстрактного экспрессионизма, например. Им по роду деятельности приходится самовыражаться непосредственно на холсте, минуя предварительные эскизы и заготовки. Но с другой стороны, уровень систематического художественного образования в нашей стране сегодня настолько снизился, что даже студенты вузов, изучающие академический рисунок и анатомию, относятся к блокноту для зарисовок, как к досадному архаизму.

   В чем же смысл такого блокнота? Его предназначение – фиксировать внезапно приходящие в голову идеи и композиции, зарисовывать интересные сценки, которые часто попадаются на улице или в транспорте, а также – фигуры людей и животных в характерных ракурсах, архитектурные объекты при различном освещении, дизайнерские решения и т. п. В принципе, блокнот можно использовать как угодно, и каждый художник находит ему свое личное применение. По сути – это своеобразный дневник наблюдений, бесценная коллекция набросков, чертежей и заметок, в которых, зачастую, может разобраться только сам автор. Но привычка иметь при себе подобный блокнот – признак качества для любого грамотного художника. Несмотря на то, что альбом для эскизов относится к разряду творческой кухни, «почеркушки» из него вполне могут иметь самостоятельную художественную и историческую ценность. Недаром на выставках пользуются повышенным интересом рисунки Репина или Серова, сделанные во время путешествий и зафиксированные в их путевых блокнотах. Кстати, некоторые современные дизайнеры и графики даже придают «арт-букингу» некое самоценное значение, возводимое нередко в культ. Проводятся тематические конкурсы рисовального «флэш-моба», результаты которого оцениваются профессиональными графиками и выставляются в интернете.

  Блокнот удобен еще и тем, что его можно использовать практически для любой живописной или графической техники. Выбор всегда за автором. Современные блокноты выпускаются в различных видах и форматах — в твердом или мягком переплете, на пружинке или шитые, состоящие из плотной акварельной бумаги или из различных типов рисовальной. Лично я пользуюсь двумя видами «походных» блокнотов: 1) толстый альбом обычной рисовальной бумаги 96 гр/м, A4 формата, фирмы LANA, на металлической пружинке – исключительно для механического графитного карандаша; и 2) блокнот A5 формата, в твердом переплете, фирмы Winsor & Newton (его плотная бумага хорошо держит тушь, акрил и акварель). Конечно, для обычных «почеркушек» карандашом может вполне подойти любой из альбомчиков, продающихся в художественном салоне или магазине канцтоваров, но для работы красками лучше поискать что-нибудь покачественнее. «Копеечные» блокноты комплектуются неважной по качеству бумагой, и дело даже не в ее плотности, а в составе материала. Дешевая бумага не годится для коллажирования и акварели — она слишком сильно коробиться после высыхания. Полагаю, что отдельные художники, читающие эту статью, презрительно отмахнутся — к чему нам (мастерам!) подобный детский сад — альбомчики всякие, блокноты — у нас, дескать, рука набита, память фотографическая, и мы свои шедевры сразу на холсты переносим. Может быть они так и работают, не знаю. Но хочу привести еще небольшую выдержку из заметки дизайнера Натальи Ратковской, касающейся этой темы:

  «Блокноты – это серьезнее, чем некоторые думают. Если творческий человек не горит идеей рисовать, клеить, не делает наработок в блокнотах, не создает целых художественных книг, на нем можно поставить большой и жирный крест в плане творческого роста. Потому что, к примеру, ватман и холст с собой не потаскаешь по городу, чтобы делать живые зарисовки и пропускать через себя жизненный поток. Блокнот для художника – надежная основа выработать свою технику и видение мира, а не заниматься бездушным копированием. Ведь каждый все равно по-своему придумывает, как нарисовать ту или иную вещь. Дизайнеру тоже нужно придумать и про цветовой баланс, и про оформление и, и, и. А как тут что-то придумывать, если сразу ожидать от себя шедевра – на холсте маслом, к примеру, или гениальным плакатом по бездушному китчу, так, чтобы ах? Блокноты – это такой же прорыв, как когда-то тюбики для масла. Т. е. когда придумали тюбик с колпачком для краски, художники вывалили на улицу писать много и жадно с натуры. Увидели, что свет куда живее можно изображать, а людей в движении, а не приклеенными к стулу. И блокнот теперь так же облегчает жизнь художнику. В нем можно делать ошибки, пробовать, или делать из него культ, чего уж там. Его носишь с собой, в него собираешь идеи. Если это коллажный или абстрактный «артбук» – выплескиваешь в него какие-то настроения. Т. е. блокнот – это не только удобно, но и важно для внутреннего роста и равновесия. Что может быть несерьезного в серьезной работе над собой?»

  В статье использована натурная зарисовка замечательного советского графика, архитектора и иллюстратора Юрия Георгиевича Чистякова (1931-2001). Его работы можно увидеть здесь.

This entry was posted in Творческая кухня and tagged , , , , , , , , . Bookmark the permalink.